Художник, который черпает вдохновение в апокалипсисе, рекламе и твиттере - Макото Айда (Aida Makoto).
Макото Айда исследует социум, начиная от внешней политики и отношений Японии с США, заканчивая поведением современных молодых девушек. И несмотря на всемирную популярность, Макото считает, что полностью понять его работы сможет только японец.
В жизни Макото одевается скромно и просто, растрепанным видом напоминая студента-искусствоведа. К своей популярности относится с юмором. Когда в восторженных статьях и комментариях его начали именовать "гением", он игриво окрестил свою новую выставку в Токийском художественном музее "天才でごめんなさい" (Tensai de Gomennasai - яп.), произносится как "Тенсай де Гоменнасай”, что примерно переводится как "извините за то, что я гений".
Да и в названии музея можно заметить игру слов - "Mori Art Museum", что является отсылкой к имени профессора Мориарти (James Moriarty) из произведений Артура Конана Дойля. Мориарти - гений преступного мира, хитрый и неуловимый главный антагонист Шерлока Холмса, наверное, удивился бы, увидев подобную экспозицию в музее имени себя...
"Strangeness (странный)" - стиль, в котором Макото Айда старался работать с самого начала своей карьеры и который идентифицирует его творчество и сегодня. И если Здзислава Бексиньского называли Ангелом Апокалипсиса за его любовь к тематике Армагеддона, то для Макото Айда апокалипсис стал если не нормой, то источником вдохновения...
Ай да Макото, ай да japanese son
Оказывается, преобладание темы смерти и разрушения в картинах Макото неслучайно - ожидание катастрофы, по его словам, занимает бОльшую часть его мыслей.
Я думаю, что я относительно пессимистичен. С самого детства у меня было такое предчувствие, что в один прекрасный день Япония или Токио пострадают от какой-то катастрофы и будут уничтожены. И, конечно, однажды это предчувствие сбудется.
Регулярность стихийных бедствий в Японии часто упоминается при объяснении элементов национальной эстетики, от легкой архитектуры из дерева и бумаги до эфемерной красоты икебаны (японской флористики) и оригами. Это также имеет большое значение для объяснения искусства Макото, который с удовольствием обсуждает с поклонниками некоторые источники своих идей.
"Раньше мне нравилось читать рекламу, - говорит он. - Короткие заголовки статей написаны так, чтобы привлечь внимание наибольшей аудитории. Эти тизеры становятся моими подсказками, в них я нахожу темы, которые сейчас волнуют наше общество больше всего."
Целевая аудитория таких изданий в основном состоит из мужчин среднего возраста. Эти журналы часто содержат статьи о вырождении и деградации молодежи - сильно муссируются темы бессмысленной одержимости привлекательностью или предпочтения виртуальных отношений реальным.
Помимо кричащих заголовков в СМИ ещё одним источником вдохновения для Макото Айда стал Twitter, где пользователи пишут в похожем формате: кратко, ёмко и достаточно завлекательно для читателя.
Макото Айда даже посвятил твитам несколько своих работ. К примеру, "Памятник пустоте IV"- на картине изображено 700 твитов с привязкой к геолокации автора. Все твиты были написаны после Великого землетрясения в Восточной Японии 11 марта 2011 года, тогда же произошла авария на реакторе АЭС "Фукусима". Казалось бы, общая беда должна была сплотить народ, но в приведенных высказываниях чётко прослеживается разделение общества на два воинствующих лагеря, один из которых поддерживает денуклеаризацию Японии, а другой - выступает за развитие ядерной энергетики.
Макото Айда обращается к "языку катастрофы", чтобы сформулировать концепцию данного произведения - дебаты, связанные с ядерным кризисом, кажутся такими же эфемерными, как и граффити на стене. В стране, где господствует жёсткая цензура и осуждается публичное высказывание своего мнения, противоречащего политике правящей партии, нет демократии. И можно сколько угодно "ломать копья" в Интернете - эффект будет тот же, что и от надписи на заборе.
Бесконечная война
Для Макото "Картина воздушного налета на Нью-Йорк (War Picture Returns)" стала настоящим прорывом. В этом произведении он проводит серьезное исследование японской психики, в котором современные разочарования, связанные с неспособностью конкурировать с единственной мировой сверхдержавой в сфере экономики, политического влияния, спорта и культуры, так неловко сочетаются с воспоминаниями об "успешной" попытке Японии в середине XX-го века заявить о себе на мировой арене (нападение на Перл-Харбор).
Многие сочли данное произведение пророческим - спустя 5 лет в Нью-Йорке 11 сентября произошёл террористический акт.
Ещё одной большой работой, пропитанной темой разрушения, стала картина "Электрические столбы, вороны и всё такое".
“Меня всегда интересовали животные, которые выживают и занимают привилегированные позиции в пищевой цепочке после катастроф", - говорит Макото Айда. - Раньше я рисовал тараканов, но мне всегда хотелось что-нибудь сделать с воронами.”
Новая картина массивна и монохромна: на 10 квадратов полотна нанесён рисунок с помощью чёрного графита. Мы видим лишь наклоненные столбы и оборванные провода, остальное дорисовывает наше воображение. Вороны, новые хозяева разрушенного города, сидящие на проводах или летящие по своим делам, по-видимому, довольны своим новым исключительным положением.
"На самом деле на картине изображено не так уж много. Это просто дает намек на настроение, которое может возникнуть после катастрофы" - Макото Айда.
Твоя столица помнит буйство подземных духов
Бомбёжки янок и газы сенсея Сёко
И даже когда твоё дыхание обжигает мне ухо
Закаты Запада не догоняют восходы Востока
Остатки ночи вжавшись лицом в татами
Священным гневом Ками летит над головой Синкансэн
Когда-нибудь мы сгинем и этот улей встанет
Застынет, словно каменный сад в стиле дзен...
"Уено-Коэн"
Горы пепла
Трудоголизм японцев стал составляющей частью их менталитета и источником вдохновения для работы Макото Айды "Ash Color Mountains". На картине изображены огромные горы из "отработанного материала" - неподвижно лежащих офисных работников в костюмах.
С самого детства я всегда сомневался, что то, как люди работают и живут сегодня, является правильным. Концепция этой картины родилась из этого сомнения, и это также одна из причин, по которой я стал художником. Тем не менее, я действительно не знаю, почему они там. В моем воображении они падают с неба один за другим и скапливаются, как песок, образуя огромные горы, подобные этой.
Лишь духи Ками витают над огнями святилищ...
Следующая работа "Памятник Пустоте V" наделала много шуму в японском обществе. И здесь хочется вспомнить слова художника о том, что до конца его работы сможет понять только японец. Итак, немного предыстории.
Здесь изображено некое антропоморфное существо в японской военной форме времен Второй мировой войны, которое тянется своей рукой к некому зданию. Скорее всего, это храм Ясукуни, где поклоняются не богам, а душам погибших воинов. Мацури - это ритуал, символизирующий связь человека с божеством.
В храме Ясукуни молятся духам погибших во Второй мировой войне японских военных. В числе имен, высеченных на стенах храма, находятся имена 74 военных и политиков, которые в Корее и Китае считаются преступниками. В частности, любой посетивший Ясукуни синтоист поневоле почтит память всех фигурантов Токийского трибунала, приговорившего к казни через повешение бывших японских премьеров – Коки Хироту и Хидэки Тодзе.
Многим показалось недопустимым изображать в таком виде священное место и касаться религиозной тематики. Некоторых зрителей покоробило гротескное и уродливое изображение японского солдата, кому-то его лицо даже напомнило Бога Смерти из аниме "Тетрадь смерти" (Death note). Для меня эта скульптура Макото Айдо по-прежнему остаётся самой загадочной.
Даже для японской аудитории некоторые из моих работ нуждаются в объяснении. Я уверен, что японцам, как правило, легче понять мое творчество, чем, скажем, иностранцам. Честно говоря, я не слишком обеспокоен тем, что мои работы останутся непонятыми. Я не считаю, что все люди, которые увидят какую-либо из моих работ, должны понять, что стоит за этим произведением искусства.
Мне просто хочется, чтобы люди увидели мои работы, это самое главное.
Благодарю за внимание!