Найти тему

Петля Пристрастия. Осенний гул в Санкт-Петербурге.

Обласканная всеми критиками и преданными слушателями надежда гитарной музыки постсоветского региона, команда «Петля Пристрастия», уже презентовала альбом «Гул» в Санкт-Петербурге. Но увидеть их ещё раз в рамках осеннего тура было как минимум три причины.

Во-первых, нас не обделили новинками — аккурат накануне концерта свет увидел свежий сингл «Зеленый коридор». Во-вторых, готова поспорить, все кто были на выступлениях Петли, не задумываясь повторят это опыт. И в-третьих, вопрос сугубо эстетический. Прошлый раз мы виделись на крыше клуба MOD в разгар белых ночей. Нелестный дневной свет прибавляет абсурда любому выступлению, и совсем неловко, если под его лучами оказывается минорный злободневный пост-панк. Конечно, никому это не помешало как следует погрузиться в пучины, пожалуй, лучшего и живописнейшего творения белорусов, но в этот раз «Гул» можно было оценить 18 октября в клубе Опера в более характерной black-edition версии.

Хотя можно было и не оценить. Тур — это всегда череда обстоятельств, благодаря которым у любого концерта есть вероятность не состояться.

Уже при входе в Оперу стало ясно: что-то, кажется, пошло не по плану. До обозначенного времени старта оставалось не так много времени, а за закрытыми дверями зала ещё гремел саунд-чек. Публика томилась в холле, совершая ленивые набеги на бар. Не сказать чтобы подобное было привычным делом. После того, как двери распахнулись и подогретый ожиданием народ просочился в зал, потянулась длительная пауза. Прошло 20 минут, полчаса, ещё больше. Кто-то из особо экзальтированных барышень успел как следует психануть, и, картинно заламывая руки, продефилировать к выходу — и ровно в это мгновение на сцене материализовался басист группы Тимофей Савицкий.

Ларчик открывался, как обычно, просто. Петля Пристрастия едва не застряла где-то под Псковом, но моментально найденный автобус спас положение, в двух словах пояснил Тимофей. «Удивительный дар кратко и емко объяснять происходящее» — отметил фронтмен Илья Черепко-Самохвалов. И не поспоришь, сразу стало радостно, благостно и спокойно, как от созерцания сбывшегося чуда. Но только на мгновение, потому что тут же грянули первые аккорды Бытонавтов.

Бытонавтика, биоритмика
Странных особей внутри
термитника
Бытонавтика, биомеханика
Странных особей внутри
обезьянника

Толпу мелко затрясло в нервно-припадочной лихорадке. Если летом люди свисали со стен террасы, то тут мы примерно таким же количеством и составом равномерно распределились по всему пространству Оперы, благо места было побольше. Довольно пестрым, кстати, составом.

Среди публики тут и там кучковались трепетные творческие, юные грустные девочки, прямиком из фильмографии Дэвида Линча, винишко-тян из недр тёмных подземелий Лиговки — этот контингент всегда прибивается на клише «пост-панк». Их разбавляли бойкие пацаны в татухах и бородатая техническая интеллигенция из давних поклонников, слушавших Петлю до того, как это стало мейнстримом. Где-то тенью промелькнула футболка The Sisters of Mercy (держи виртуальную пятюню, милый человек).

И, казалось бы, все эти люди не попадают ни в образ адресата, ни адресанта песен Петли Пристрастия. Много чего сказано про развитие лирического героя
повествования за последние десять лет. Этого чеховского маленького человека в условиях созерцания безысходного дня сурка. И каждый из присутствующих не хотел бы проассоциировать его с собой — считать себя частичкой общей массы не льстит самолюбию, выпестанному эпохой индивидуализма. Но каждый подспудно чувствует неотвратимый единый контекст, который никуда не девается, как бы сильно не закрывал руками глаза. Так выталкивает зрителя из иллюзий в реальность настоящий художник.

Верю в Гоморру, верю в Содом.
В лучшее завтра верю с трудом.
Всё, что я знал про лучшее завтра - фантом.
В лучшее завтра верю с трудом.
Фото с кирпича автора, не обессудьте
Фото с кирпича автора, не обессудьте

И столкновение с реальностью тут же передаёт толпе сильнейший импульс. Боевики из нового альбома, который был в это вечер сыгран весь, перемежались с зарисовками превосходного вида на «ТЭЦ» и нежности интроверта «Дышать и смотреть», пока Илья не представил, по его выражению, «новую цацку» — сингл «Зеленый коридор».

Зал сразу же погрузился в атмосферу тотального угара, по новой цацке принята резолюция «одобрено»! Стейдждайверы один за другим покоряли сцену, и, покрасовавшись минутку, спрыгивали на руки заботливой толпы. Самый вежливый в мире петербургский мош разгонялся где-то в центре зала, благо пространства позволяло в этот раз. Но конструкцией зала и случаем пользуются не только фанаты. В какой-то момент гитарист группы Иван Селищев оказался высоко над залом, взлетев на металлическую конструкцию у сцены. Несколько мгновений и прыжок — толпа закружила почётного дайвера и, совершивший круг почёта по всей Опере, доставила обратно на сцену.

«Прксблннст», «Цветок» и «Груз» не оставили публике ни шанса на спокойную жизнь. Тут и там мимо носа проносились чьи то ботинки, но не было того нечеловеческого мочилова, когда крушат всех по соседству. Пост-панк в Санкт-Петербурге — это всегда яростный и аккуратный интеллигентный отрыв. На сцене Илья не менее лихо исполнял свои экстатические танцы, натрясывал бутылками воды, как маракасами, чтобы затем отправить их в ревущую толпу.

Ты думаешь мне нравится мрачное?
Минуточку, сейчас я зальюсь
Увидишь, я заплачу от радости
И с плеч моих свалится груз
Иван Селищев покоряет вершины.
Иван Селищев покоряет вершины.

Краткий выдох и бис. «Хочу обратно в ракушку» — так началась когда-то для многих, в том числе и для меня, любовь к Петле Пристрастия. Измученным бытовым эскапизмом меланхоликам тоже нужно концентрированное выражение радости и музыка для скромных (нет) танцев. Финальный аккорд альбома — «Путь прост», срезонировал с итогом концерта.

И пусть на развалах цивилизации литературоведы выколупывают из Петли Пристрастия трагедию, мы-то знаем, мы-то поняли, что вся эта история не о том, как полюбить депрессию и увязнуть на тёмной стороне. Она о метафорическом выходе из страдания и замкнутого круга. О полном спектре эмоций, который переживает человек в процессе осознания того, что петля, из которой так хочется вырваться — и есть, собственно, его существование. И в этом закольцованном лабиринте, среди застывших декораций, подарены все наши маленькие и большие радости — такие как этот концерт.

Каждому своё, каждому своё.
И правильно.
Будущее забытьё неоперабельно.

Автор текста: Анна Езерская.

Фотографии предоставил: Анна Езерская.

Видео предоставил: проект плюс [+1] один.

Вступайте в группу Музыкального портала Голос Рока ВКонтакте:

https://vk.com/showgolosrocka

Подписывайтесь на наши каналы:

Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/golosrocka

Instagram: https://www.instagram.com/golosrocka

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8Q