Граждане Российской Федерации имеют конституционно обеспеченное право свободно перемещаться по территории страны, менять место жительства. Но в связи с этим у нас есть и обязанность перед государством: регистрировать свои передвижения и местонахождение.
Для того чтобы проинформировать госорганы о своем нахождении по адресу, отличному от официального места жительства, существует понятие «регистрация по месту пребывания» (чаще называют «временной регистрацией»). Ее следует оформлять, если вы отсутствуете дома более 90 дней. Получив документ о «временной прописке» на новом месте, можно пользоваться услугами региональных социальных учреждений и служб, например, поликлиник, школ, собеса.
Чаще всего временная регистрация оформляется в жилом фонде. Для этого необходимо согласие собственника (для приватизированного жилья) или ответственного нанимателя (для неприватизированного).
Регистрация по месту жительства
Адрес постоянной регистрации указывается в общегражданском паспорте. При его смене необходимо обновить информацию в семидневный срок. Для этого следует отправиться в отдел Миграционной Службы (районный ФМС) или службу «Одного окна» (МФЦ). Туда нужно предоставить свой внутренний паспорт, заявление с просьбой о регистрации и документ-основание.
Основаниями для регистрации могут стать различные документы. С развитием электронных баз документов в регистрационных органах все реже требуется предоставлять бумаги-основания для регистрации по месту жительства. Как правило, ФМС может самостоятельно сделать запрос на получение нужной информации. Также гражданам разрешено не «выписываться» со старого адреса. Это происходит автоматически.
Регистрация по месту пребывания
Переехав в другой город или регион, вы можете столкнуться с ситуацией, когда у вас попросят документ, подтверждающий срок пребывания. Зачастую граждане срочно приступают к оформлению «временной прописки» при необходимости обратиться за медицинской помощью, устроить детей в детский сад или школу.
Порядок обращения за получением регистрационного свидетельства такой же, как и для постоянной прописки. Нужно предоставить заявление, паспорта (свой и собственника/-ов жилья, в котором вы регистрируетесь), документ-основание (для временной прописки в доме или квартире им будет являться обращение владельца). Регистрация по месту пребывания не заносится в общегражданский паспорт, а выдается в бумажном виде. Этот документ стоит постоянно носить с собой.
Штраф за проживание без регистрации (постоянной или временной) составляет 2-5 тыс. рублей (для двух столиц сумма возрастает до 5 — 7 тысяч). Владелец недвижимости, где проживали незарегистрированные граждане, также может быть оштрафован на значительную сумму!
Читайте также: Неугодные жильцы: как выписать человека