По крайней мере, мы знаем, что гномон и солнечные часы изобрели именно месопотамии. Они учили греков наблюдать видимое дневное движение солнца, луны и планет, вычислять неровности похода пяти планет.
Затмение луны
Для астрономов древней Месопотамии принцип измерения времени заключался в среднем суточном движении Луны. Их знание циклов, связанных с движениями Луны, позволяет им приблизительно предсказывать затмения Луны, благодаря определению периода саро (около 590 года до н.э.), который в настоящее время также называется периодом Галлея.
Этот период составляет 6585 дней, 1/3, 18 лет, Джулиан (365 дней 1/4) и 11 дней или 223 месяца, что всего на 52 минуты короче, чем 242 драконовских месяца. Это довольно точный период, после которого, в течение периода около 1000 лет, затмения повторяются в таком же порядке, потому что Луна находится в этих интервалах.
Греческий астроном Геминос говорит об этом же утроенном периоде, который он называет периодом эволюции 19 756 дней и который он приписывает древним астрономам, то есть вавилонянам.
Многое из того, что до сих пор используется в астрономии, приходит к нам из ассирийско-вавилонской цивилизации и ее науки, которой нужно отдать дань уважения.
Часы
Месопотамийцев первыми разделили 24-часовой день на двенадцать равных частей или двенадцать часов, двойные часы или "вавилонские часы", как их называли греки.
Час был разделен на шестьдесят минут, а минута на шестьдесят секунд. Длительные периоды времени основывались на этой модели. Цикл в сорок три тысячи двести лет, который, по их мнению, является прецессией равноденствий, рассматривался как день в жизни Вселенной.
Поэтому он был разделен на двенадцать сар или космических часов, три тысячи шестьсот лет, каждый из которых включает шесть тысяч шестьсот лет. Таким образом, в свою очередь, неер, был разделен на десять сосс или космических минут, каждая из которых состоит из шестидесяти лет.
Недели
Среди месопотамийцев с самого начала была семидневная неделя, посвященная семи планетарным телам, которым они поклонялись как божественным существам, и с незапамятных времен порядок их дней не менялся.
Этот вавилонский обычай, поддерживаемый еврейскими и христианскими идеями, не мог быть переделан Французской революцией (Le Calendrier républicain), которая также не смогла заменить деление на 10 часов в течение 100 минут, равно как и вавилонский институт 24 часов в течение 60 минут или 3600 минут .
Мы обязаны отрывку Диона Кассия информацией о порядке дней недели, которую он ошибочно приписывает египтянам, порядку, который также содержится в клинописном тексте. Первый час субботы был посвящен этой планете. 25-й или 1-й день следующего дня выпал на солнце, которому был посвящен весь день, 49-й - Луне, 73-й - Марсу, 97-й - Меркурию, 121-й - Юпитеру, 145-й - Венере и 169-й или 1-й день новой недели возвращался на Сатурн.
Другая школа классифицировала планеты по их кажущейся удаленности от Земли: Луна, Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Каждой из этих планет придан особый цвет, и алхимические представления средневековья о распределении металлов уже встречаются в клинописных источниках.
Годы
В Месопотамии разделили год на триста шестьдесят дней из двенадцати месяцев по тридцать дней, а месяц - на четыре равные части, каждая по семь дней, с 1 по 7, с 8 по 14, с 15 по 21, наконец, с 22 по 28. В Последних двух днях месяца, как обычно было тридцать дней, оставались вне серии из четырех недель, которая возобновлялась в следующем месяце, с 1 по 7, 14, 21 и 28 числа были вредными днями и днями отдыха, когда
"пастор не должен был есть мясо, не должен был менять одежду своего тела. Где белые халаты не носили, где не приносили жертвы. Где царь не должен был садиться на колесницу и не должен был совершать правосудия в аппарате своей власти. Где генерал не должен отдавать приказы для своих войск».
Таким образом, мы видим дни поста и воздержания как среди ассирийцев и вавилонян, так и среди иудеев. Как и дни праздников и торжеств, которые в тексте назывались "день сердца, день радости" или даже суббота, "суббота".
Как искусные астрономы, месопотамцы рано поняли, что их год в триста шестьдесят дней не всегда соответствует истинному году. Они также добавляли каждые шесть лет, в конце года, тринадцатый месяц из тринадцати дней, подобно веадару евреев. Они называли этот дополнительный месяц макру его аддар "случаем в Адаре". "Поскольку этого было еще недостаточно, второй месяц Улула и даже второй месяц Нисана добавлялись с гораздо более отдаленными интервалами.
Ассиро-вавилоняне знали солнечный год в триста шестьдесят пять с четвертью дней и использовали его в астрономических расчетах. Но их обычным годом, религиозным и гражданским, был лунный год, состоящий из двенадцати месяцев, попеременно полных и неполных, то есть тридцать и двадцать девять дней.
Год начинался в нисанском месяце (март-апрель, т.е. весной, как и в большинстве стран христианского мира, в средневековье, а заканчивался в Адаре (февраль-март).
Двенадцать месяцев
Ассирийские имена двенадцати месяцев были приняты евреями и, вероятно, очень рано большинством семитских народов. В клинописях эти имена выражались либо фонетически, либо чаще всего шумно-аккадскими идеографическими знаками, которые напоминали научные и религиозные символы каждого месяца.
Например, в мае-июне месяц Сиван имел в качестве идеограммы слово мурга Сумаро-Акадян, что означает "изготовление кирпичей". На самом деле, именно в течение этого месяца после весенних дождей и больших паводков рек кирпичи начинали отливать в форму, а летом оставляли их сушить под тропическим солнцем.