Лично у меня сложилось мнение, что автомобили MINI не покупают случайно. А значит, их владельцев можно смело можно считать членами одного клуба. Небольшие, юркие, динамичные автомобили с необычной внешностью достаточно давно ездят по нашим дорогам, и статика по «болячкам» и основным «фирменным» неисправностям давно известна, многократно опубликована и обсуждена. Некоторые из них, типа моторов EP6, давно стали нарицательными. Но раз люди продолжают покупать и ездить, значит, они готовы мириться с этими «мелкими недостатками». И на станциях ЕвроАвто MINI – частый гость:
Среди прочих одно слабое место этой платформы – ступичный подшипник. Вроде бы ничего необычного, стандартный ступичный узел 3-го поколения, с заводским преднатягом (то есть не требующий регулировки). К поворотному кулаку прикручивается, а значит – не требует пресса и не зависит от ошибок, которые можно совершить при перепрессовке:
Почему часто требует замены?
Достоверной информации нет. И ресурс узла не сильно зависит от того, какого бренда установлен подшипник. Велика вероятность, что владельцу, задержавшемуся на одном MINI больше трёх лет, процедуру замены придётся провести не один раз.
Могу только предположить, что «сошлось» несколько факторов:
— борьба за размеры и вес. То есть узел чуть меньше, чем надо, чтобы стать надёжным;
— колёсные диски с отличным от рекомендованного вылетом или размером;
— даже штатные колёса большого размера, и на них — низкопрофильная резина. Динамичное прохождение поворотов (а иначе, какой смысл покупать такую машину? Не плестись же), проезд «ходом» прилегших отдохнуть служителей закона (это я о «лежачих полицейских», если кто не понял) – нагрузка передаётся на подшипник без демпфирования.
Какие симптомы неисправного подшипника?
Чаще всего это низкочастотный гул, меняющий тональность при поворотах в разные стороны. Тут есть риск, что водитель MINI не сразу заволнуется, а наоборот, чувствуя себя пилотом скоростного истребителя, получит и визуализацию. То есть – звуковое подтверждение, воплощение – как это правильно назвать? Короче, ему может даже понравиться. Впрочем, это только мои домыслы.
Иногда в подшипниках может появиться люфт, не сопровождающийся на первых порах никакими звуками. Но слегка ухудшится точность управления, и, возможно, немного увеличится свободный ход педали тормоза.
Как определить, какой подшипник неисправен?
Чаще всего достаточно покрутить и пошатать колёса, когда машина на подъёмнике
Если люфт наблюдается только в горизонтальной, причина может скрываться в рулевой тяге или наконечнике, если только в вертикальной – в шаровой опоре. Если в обеих – точно подшипник:-) Ну или одновременно умерли и тяги и шаровые:-)
Демонтаж ступичного подшипника
Хорошая новость для владельцев MINI: замена ступичного подшипника — простая и недорогая операция. Убедитесь сами:
— пока машина на колесах, стронуть центральную гайку:
— поднять машину, открутить колесо;
— открутить центральную гайку и, не выкручивая полностью, попробовать протолкнуть ШРУС внутрь:
— открутить болты крепления суппорта:
— снять и подвесить суппорт:
— открутить скобу суппорта:
— открутить и снять тормозной диск.
Нашим глазам открывается ступичный узел:
И вот дальше владельцы VAG могут позавидовать:
Причины для зависти следующие: чтобы добраться до болтов крепления подшипника нет необходимости откручивать шаровую опору, опускать рычаг и извлекать ШРУС. И сами болты – с обычной головкой, не требуется никаких специальных насадок. Итак:
— открутить 4 болта крепления подшипника;
— не вынимая болты полностью, вкрутить обратно на пару витков и «постучать по шляпе». Это позволит выдавить подшипник из поворотного кулака:
— выкрутить болты, вынуть подшипник:
Подготовка к установке
Посмотрите на посадочное место:
Несмотря на кажущуюся герметичность, тут видны и грязь, и ржавчина
— очистить посадочное место:
Должно получиться так:
— смазать посадочное место подшипника и шлицы ШРУСа специальной смазкой:
Установка нового подшипника
И тут всё просто. Наш выбор пал на FAG. И потому, что это бренд, специализирующийся на подобной продукции не один десяток лет, поставщик многих автопроизводителей. И потому, что в комплекте всегда необходимые болты и гайки:
Если же у вас другие предпочтения, или считаете, что «все подшипники одинаковые, зачем переплачивать за бренд?», рекомендую проверить магнитное кольцо специальным индикатором:
— вставить новые болты в свои «гнёзда»;
— вставить новый подшипник:
— закрутить болты:
Настало время доставать из шкафа динамометрический ключ. Но сначала…
— затянуть болты крепления подшипника усилием 20 Nm:
20 Nm – это ж немного? Совершенно верно. А далее:
— довернуть на 90°:
Нет угломера? Не беда, сгодится и маркерная метка:
— накрутить центральную гайку, затянуть до упора, но не прикладывая усилия;
— очистить ступицу;
— надеть тормозной диск, вкрутить болт:
— прикрутить очищенную скобу суппорта:
— затянуть болты:
— очистить тормозные колодки, нанести пасту «антискрип»:
— вставить колодки;
— надеть суппорт;
Вкрутить и затянуть болты:
— прикрутить колесо, опустить машину;
— затянуть ступичную гайку:
— снять колесо;
— зафиксировать гайку, сплющив юбку напротив прорезей в хвостовике ШРУСа. Должно получиться так:
— очистить тормозные диски;
— прикрутить колёса и затянуть болты, 120Nm
— перед началом движения не забудьте несколько раз нажать на педаль тормоза.
И всё, теперь можно сделать вид, что MINI вовсе и не ломался, а просто приехал на плановую замену масла:-)
Как обычно, больше букв и картинок в ПЕРВОИСТОЧНИКЕ, на нашем сайте.
Яков Финогенов
Технический специалист ЕвроАвто.