Найти в Дзене
somestory

Тайна горной деревни-призрака Гамсутль

Горный аул Гамсутль, обработка Prizma
Горный аул Гамсутль, обработка Prizma

Гамсутль - горный аул в Дагестане, в котором не осталось ничего, кроме камней и ветра.

Строительство удивительного места относят к Раннему Средневековью, когда кочевники-авары короткими дикими набегами захватывали Восточную Европу и Византию.

Сами авары жили вокруг пересохшего к нашим дням Аральского моря и были изгнаны тюркскими племенами. В поисках нового дома они прошли по персидским землям и частично осели на территории современного Дагестана.

Вид на ущелье из высокогорного аула Гамсутль
Вид на ущелье из высокогорного аула Гамсутль

Название Гамсутль переводится как "у подножия ханской крепости". Что в нашем случае считать подножием в буквальном смысле - вызывает вопросы. Ничего выше аула в окрестностях просто нет, но кто считает метафоры в легендах!

Стратегически Гамсутль расположился безукоризненно для своего неспокойного времени - обзор на ущелье, раскинувшийся поблизости лес и несколько горных источников (о которых легенд не меньше, чем о местности в целом). За всю историю аул никогда не был захвачен.

-3

Стойкость, прочность и удешевление при строительстве обеспечивали сами горы. Каждый дом буквально встраивался в породу, которая образовывала пол и одну из стен жилища. Мешающие части выдалбливались, разбивались на камни, из которых формировалась кладка остальных стен.

Кровли складывали из бревен и засыпали землей. Эта конструкция требовала постоянного поддержания и обновления, легко смываясь дождями. Жители аула регулярно восстанавливали крыши и дорогу, ведущую в долину.

Архитектурно кладка была прочной и искусной. Мастера возводили даже арочные своды, строили углубления в стенах домов для лучин и освещения улиц.

-4

Официально Гамсутль сменил три религии - все мирно, без меча. Зороастрийские верования сменились христианством, как и на всей территории Дагестана, а после пришел ислам. Звезда Давида, она же печать царя Соломона, над входом в одно из строений в современной трактовке говорит о влиянии иудаизма.

-5

Времена менялись, жизнь шла своим чередом. Даже советская власть и уравнительные законы не наложили заметного отпечатка на быт местных жителей. Починка крыш, ремонт дороги, горные козлы, уход за скотом, простые и легкие предметы обстановки, захватывающие виды - все, как всегда.

Население постепенно сокращалось, местные уезжали в города за более легкой жизнью, за правами и благами, за новым укладом. Оставалось все больше стариков, но и многие молодые, не зная другой жизни, не искали новый дом. Изменилось все 40 лет назад, когда в одночасье опустели все дома.

Жители просто снялись с мест и оставили каменные тысячелетние стены. В домах осталась мебель, одежда, предметы утвари. Внешних причин или хотя бы предпосылок к этому найти так и не удалось.

Спустя время в аул вернулся один из старожилов, Абдулжалил Абдулжалилов, обосновался один, стал охотно принимать гостей, рассказывать о местах, с удовольствием записывать с приезжими ролики для YouTube, теперь пропал и он.

-6

На горной вершине по-прежнему стоит каменный аул, вросший в породу. Жителей в нем нет, только ветер и сдержанная зелень. Крыши медленно оседают, оползни закрывают дорогу.

Простояв тысячелетие, сейчас аул будто скрывается от посторонних глаз и ответа загадке почему в один момент ушли все его жители - нет.

-7

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья!

Читать Заброшенный город мертвых в Осетии / Замурованные в песок корабли: высохшее море в Узбекистане