Найти в Дзене
Калужский калужанин

Зеркало «гагарина» для калужан

Когда пару лет назад на стену этого дома прилепили фотографию Гагарина, я был недоволен. Это был формальный, бездушный, поверхностный ход городских властей к очередному Дню города. «Ну что за пошлость, что за безвкусица – думал я – неужели нельзя было разориться на нормальное, монументальное полотно, выполненное художником? Что-нибудь такое, чтобы: Юра, улыбка, мечта, весна и юность» Со временем фотография поблекла и приняла совсем уж стыдный вид: Теперь моя мечта близка к воплощению, горуправа провела скоротечный конкурс, в котором талантливый художник Виктория Вейсбрут победила непонятно кого, и теперь на одном из самых видных мест Калуги, появится, как это теперь называют мурал, ее кистей. Вот он: В Калуге, пока еще, можно найти немало замечательных примеров оформления зданий с помощью фресок и барельефов, или если вам так угодно муралов. Каждый раз это оригинальные, сработанные для конкретного здания, художественные произведения с ярким посылом. Они детализированы, наполнены ле

Когда пару лет назад на стену этого дома прилепили фотографию Гагарина, я был недоволен. Это был формальный, бездушный, поверхностный ход городских властей к очередному Дню города. «Ну что за пошлость, что за безвкусица – думал я – неужели нельзя было разориться на нормальное, монументальное полотно, выполненное художником? Что-нибудь такое, чтобы: Юра, улыбка, мечта, весна и юность»

Со временем фотография поблекла и приняла совсем уж стыдный вид:

Теперь моя мечта близка к воплощению, горуправа провела скоротечный конкурс, в котором талантливый художник Виктория Вейсбрут победила непонятно кого, и теперь на одном из самых видных мест Калуги, появится, как это теперь называют мурал, ее кистей. Вот он:

-2

В Калуге, пока еще, можно найти немало замечательных примеров оформления зданий с помощью фресок и барельефов, или если вам так угодно муралов. Каждый раз это оригинальные, сработанные для конкретного здания, художественные произведения с ярким посылом. Они детализированы, наполнены легко читаемыми символами и после некоторого раздумья мы можем понять, о чем они нам сообщают.

Вот барельеф, рассказывающий о том, как научно-технический прогресс помогает развитию сельского хозяйства.

-3

Вот барельеф, напоминающий нам о том, что освоение космоса - результат упорного труда, что машины, позволившие человечеству покинуть свою колыбель – это не чудо, а творение человеческих рук.

-4

На месте этого разоблачающего утверждения (такая уж среда!) когда-то был барельеф о преемственности поколений и защите отечества.

-5

Каждое из этих произведений самодостаточно и понятно. Может быть, все это устарело стилистически, но самодостаточно и понятно.

А вот работа Виктории Вейсбрут - это не самостоятельное художественное произведение, а комментарий к работе другого человека (фотографа). И комментарий к символу, которым стал для нашей страны и для калужан Юрий Гагарин.

В этом смысле ее работа легко становится в один ряд с комментариями, которые прибалтийские националисты отставляют к памятникам войнам красной армии.

-6
-7

Я не обвиняю Викторию в вандализме или надругательстве над святынями - вовсе нет. Я просто указываю на идентичность творческих методов. В обоих случаях авторы используют чужое произведение, чтобы высказаться на злобу дня. Они присваивают себе чужое произведение искусства, заявляя, что теперь оно несет другой смысл. «Это больше не памятник советским войнам-освободителям, это памятник оккупантам и убийцам» - говорят нам прибалтийские фашисты. «Это больше не ваш привычный Гагарин, это новый, яркий, позитивный, проактивный Гагарин» - говорит нам Виктория Вейсбрут.

В обоих случаях находятся те, кому такое переосмысление неприятно и в обоих случаях их никто не спрашивал.

Еще раз, я не обвиняю Викторию в надругательстве, просто в данном случае (не хочу распространять это соображение на все ее творчество) она оказалась несамостоятельна как художник. Поступила так, как проще всего поступать в наш век постмодерна. А быть постмодернистом довольно просто, если понимаешь принцип: отрицай иерархию, ставь на первый план незначительное и оставь поиски смысла зрителю.

О самом Юрии Алексеевиче Гагарине автору оказалось совершенно нечего сказать. Ее произведение ничего не сообщает нам ни о первом космонавте, ни о том, как он относится к Калуге, или, как Калуга относится к нему.

Это картинка ради картинки, просто чтобы «дырку на обоях» прикрыть. И именно поэтому она идеально походит для помещения в центре Калуги.

Вряд ли именно в этом заключался замысел художника, но у нее получился прекрасный портрет «колыбели космонавтики» в ее нынешнем виде. Яркая, суетливая, невнятная мазня вокруг чего-то великого, оставшегося в прошлом.

Так что если кому-то интересно мое мнение, то я – за! Пусть именно эта утомительно-вторичная попытка прикинуться чем-то другим (настоящим художником или современным городом) смотрит на нас каждый день. Будем глядеться в этого «гагарина», как в зеркало.