Уверен, что большинство из вас знает про атаку японцев на американский флот в Перл-Харборе и про ответ США, рейд Дулиттла в апреле 1942 года, когда янки бомбили промышленные пригороды Токио.
Война двух соседей на востоке не могла не беспокоить Советский Союз, но всё же не была напрямую связана с нашей страной. Конфликт с Японией то, что руководство страны и командование армии стремилось избежать.
То, что будет рассказано в данной статье не имеет документальных подтверждений, но слишком много фактов, вся сложившаяся ситуация и сомнения участников событий говорит о том, что это имело место.
Один из 16 бомбардировщиков Джимми Дулиттла, транспорт N8 капитана Эдварда Йорка, после бомбометания в столице агрессора взял курс на советское побережье, а не на юго-запад в Китай.
Для этого была объективная причина, топлива до Китая им просто бы не хватило, маршрут был длиннее на 300 миль. Но всё же с трудом верится в то, что экипаж пошел на прямое нарушение приказа, ведь несколько бомберов упало в Северо-Китайское море.
При этом по всем нормам международного права их самолёт мог быть сбит, как нарушивший воздушное пространство страны и это несмотря на то, что страны были союзниками в войне с фашистской Германией.
Непредсказуемой была и реакция японцев на этот инцидент. По сути один самолёт мог бы при агрессивном настроении самураев стать поводом для объявления войны или привести к боевым столкновениям японцев и американцев над дальневосточными рубежами страны.
Все пять членов американского экипажа были интернированы и взяты под арест. Нормы международного права обязывали держать их в заключении на территории СССР до окончания войны между Японией и Америкой.
Но уже в мае 1943 года экипаж встретился с соотечественниками из дипломатической службы Ирана. И спустя два месяца получившие повреждёния американские бомбардировщики стали приземляться на аэродромах Камчатки.
Американцы поняли, что могут предложить советские площадки, как запасные аэродромы, для спасения жизни экипажей в критической ситуации. Об таких спасениях напишу в одной из ближайших статей.
Вернёмся к истории полёта. Случайной или запрограммированной была посадка под Владивостоком. Решать вам. Приведу факты и свидетельства участника этих событий.
Хочу упомянуть некоторых идеологические разночтения. В американских источниках экипаж бежал из Ашхабада через границу в Иран. В русскоязычном Интернете они были тайно отпущены Главкомом Сталиным.
Где правда? Надо просто ответить на вопросы:
- Почему Ашхабад, а не какой-нибудь город на Дальнем Востоке или в Казахстане?
- Могли бы они длительное время поддерживать связь с афганским контрабандистом, еда, товары черного рынка, переход границы? Даже при условии, что их познакомил советский офицер.
- Могли ли быть деньги у арестованных в СССР? Они заплатили $300 за переход границы.
Напишите, что вы думаете.
А теперь факты:
- 16-й самолёт был добавлен для участия в операции уже при погрузке на авианосец «Хорнет»;
- карбюратор этого самолёта на авианосце был заменён на новый, а эта модель увеличивала потребление топлива;
- экипаж для него был сформирован также в последнюю минуту;
- пилоты этого экипажа Эдвард Йорк и Боб Эмменс не проходили длительную подготовку к миссии, вероятнее всего, занимались параллельно, но по той же программе, иначе они просто бы не смогли взлететь с авианосца;
- после возвращения из-под советского ареста оба пилота заняли высокие посты в разведке ВВС США;
- В золотой долине Приморья, где сел американский бомбардировщик, в 90-х годах был найден жетон пилота ВВС США, крепится на ботинке, на имя «Harold, K. ALLIX». Другие самолеты там не садились и нет члена экипажа с этим именем.
- Нолан Херндон из Эджфилд,штурман, бомбардир и пулеметчик экипажа уверен в том, что пилоты исполняли секретный приказ;
- пилоты в период нахождения в СССР называли себя «гостями Кремля», значит знали, к кому летели, и кто, будет решать их судьбу.
Тест на решимость лидера Союзного государства Иосифа Сталина оказать помощь американским экипажам самолётов, терпящим бедствие, был пройден. При этом Америка, традиционно, учитывала только свои интересы, не учитывая риски Советского Союза и Кремля.
PS. Нолан Херндон, штурман экипажа, когда летел в сторону СССР, как и в первом своём боевом полёте, молился, читал 23 псалом: «хотя я иду по Долине Смерти, я не буду бояться зла».
«Мы летим, ковыляя во мгле,
Мы ползем на последнем крыле.
Бак пробит, хвост горит, и машина летит
На честном слове и на одном крыле».
Вполне возможно, что знаменитая песня «Comin in on a Wing and a Prayer», Летим на крыле и молитве, про экипаж «заблудившегомя» В-25. Может быть это совпадение, но песня написана в 1943 году.
Послушайте эту песню, но сначала прошу подписаться на канал.