Впервые с большим набором данных: доходы, трудовое положение и образование оказывают заметное влияние на уровень смертности в Германии.
Как социально-экономические факторы влияют на риск смертности работников в Германии?
Для ответа на этот вопрос исследователи из Института демографических исследований Макса Планка оценили набор данных немецкого пенсионного страхования с несколькими миллионами застрахованных лиц и впервые представили достоверные результаты.
Их исследования показывают, какую роль играют хорошее образование, работа и доход, особенно для мужчин.
"Впервые мы имеем надежную базу данных, когда оцениваем индивидуальные факторы и их влияние на смертность в Германии", - говорит Павел Григорьев.
Новые результаты подчеркивают, насколько важно иметь работу: безработица удваивает риск смерти.
Еще более важным является доход, особенно для мужчин: уровень смертности среди низкозарабатывающих был на 150 процентов выше, чем среди высокозарабатывающих.
С другой стороны, более низкий уровень образования лишь увеличил риск смертности среди мужчин примерно на 30%.
Исследователи рассчитали влияние возраста. Например, не имеет значения, что безработные в среднем старше людей, имеющих работу, и поэтому чаще умирают. Возрастная структура всех групп населения статистически скорректирована таким образом, чтобы все они имели одинаковый состав. Поэтому различия в показателях смертности можно объяснить лишь остальными факторами, такими как безработица или доходы.
Восточная или Западная Германия?
"Жилой район оказывает незначительное влияние на риск смерти", - говорит Павел Григорьев.
Риск смертности на востоке страны на четверть выше для мужчин, чем на западе. Но если исключить влияние безработицы, образования, доходов и национальности, разница исчезает.
Поэтому тот факт, что уровень смертности мужчин выше на востоке страны, объясняется тем, что там больше безработных, менее образованных людей и людей с более низкими доходами. Потому что все эти факторы увеличивают смертность.
Другие факторы, отличающиеся на Востоке и Западе, такие как медицинская инфраструктура, похоже, играют исчезающую роль.
Насколько экстремальный социально-экономический статус, особенно доход, статус работы и образование, влияет на шансы на выживание, демонстрирует наиболее обездоленная группа мужчин на Востоке: 14% относятся к группам с самым низким уровнем дохода и образования.
Риск смертности в этой группе более чем в восемь раз выше, чем в классах с самым высоким уровнем дохода и образования.
В Западной Германии наиболее обездоленная группа мужчин меньше - около одиннадцати процентов населения, и чуть менее обездоленная, с риском смертности в пять раз выше, чем в Западной Германии.
Таким образом для мужчин риск смертности на Востоке распределен гораздо более неравномерно, чем на Западе.
Что касается женщин, то различия менее выражены. Безработица и образование имеют такое же большое значение, как и мужчины.
Немецкие правила защиты данных препятствуют получению более подробной информации о рисках смертности.
Исследователи из Ростока получили уникальное представление о социальных взаимосвязях рисков смертности в Германии, оценив данные пенсионного страхования 27 миллионов сотрудников. Они обобщили анонимную информацию от всех застрахованных в Германии пенсионеров в возрасте от 30 до 59 лет в 2013 году.
Однако в международном сравнении, особенно в скандинавских странах, Германия находится в очень плохом положении, когда речь заходит о доступности данных.
Исследователь Григорьев говорит, что данные о взаимосвязи между смертностью и социально-экономическим положением населения Германии особенно трудно получить.
"Это в основном связано со строгой интерпретацией защиты данных для государственных архивов данных о населении Германии"
В Германии не разрешается связывать различные персональные данные. Для исследователей, однако, такие записи данных станут важной основой их работы, которая наряду с другими факторами будет способствовать благополучию населения.
"В Германии большой объем данных собирается в различных местах с большими усилиями и использованием денег налогоплательщиков. Не только демографические исследования в Германии принесли бы большую пользу, если бы они были более доступными",
- говорит Григорьев.
Для Григорьева нет сомнений в том, что научная работа с такими данными может быть разрешена только при условии их полной анонимности, что делает абсолютно невозможной идентификацию личности.
Этого можно было бы достичь с помощью мер предосторожности в области информационных технологий и не противоречить европейским правилам защиты данных (DSGVO).
В конечном счете, демографические исследования не интересуют индивидуальные данные отдельных лиц. Они использует их только в качестве промежуточного шага для расчета результатов больших групп.