Сегодня мы говорим об исторической науки у которой есть своя биография.
Наверно все привыкли к тому что биографии есть у людей потому в
переводе с древнегреческого языка биография это описание жизни. В исторической науке тоже есть своя биография. И по ее страницам мы попробуем сегодня не пройти, а промчаться галопом потому что историческая наука существует столько же времени по сути дела сколько существует цивилизация.
Человеческая культура, а историческое знание прошлом должны она
существует столько же времени сколько само человечество. Другое дело что к счастью для нас много сведений сохранилось и в прошлых эпохах и поэтому историческая наука или историография то о чем будем сегодня говорить. Это такая дисциплина которая по крупицам собирает сведения о прошлом и вот этого процесса сбора сведений о прошлом тоже есть окажется своя история.
Вы уже видели портрет Геродота который считается отцом истории?
Потому что на самом деле историю писали до Геродота даже древние греки есть такие авторы не заросла гонгов, которые описывали прошлое. Но обычно реальное прошлое вымышленная не очень умея еще отличать мифологию от настоящей истории.
Они были такими предшественниками Геродота теми людьми которые
могли подготовить приход Геродота в мир исторического знания. Но Геродот живший в пятом веке до нашей эры действительно написал сочинение которому, догадался послать очень удачное название. Вот эта самая история хороший маркетинговый ход с тех пор мы считаем Геродота отцом истории.
Так повелось еще в древности он получил такую репутацию и обычный
обзор исторической науки начинается с него конечно. Геродот во многих отношениях был очень наивный человек или может быть маскировал какую-то свою особенность. Мысли или намерения под маской такого наивного грека который ходил по источникам буквально ногами подбирал какие-то предметы, расспрашивал людей.
И в общем так начиналась историческая наука он еще не мог корпеть в
архивах потому что архивов еще не было. Он не мог обращаться к онлайн ресурсам историческим. Потому что этого тоже еще не было, но были живы люди с которыми Геродот вступал в дискуссии в разговоры. И были памятники архитектуры, памятники культурного наследия разных стран не только древней Греции и древнего востока.
Тех стран по которым Геродот путешествую собирал эти сведения и
записывал их историю. Появилась цель это с точки зрения работа в общем довольно просто описывается. Он хотел сделать так, чтобы не были забыты славные деяния причем не только деяния его соотечественников древних греков, но и варваров, то есть всех остальных. Греки были в общем этом смысле достаточно просто мыслящими людьми.
Они видели что кроме цивилизованных греков есть еще варвары. Все
остальные это взгляд довольно долго удерживался в западной цивилизации так вот греки имели свои достойные факты. В истории имели какие-то славных персонажей славные деяния эти деяния должны были сохраниться в памяти потомков.
Для этого геродот и начал писать историю строк. Говорят это функция
истории сохранилось до сих пор. Мы считаем что историческая наука нужна, в том числе может быть в первую очередь, для того чтобы сохранить памяти людей какие-то важные факты прошлого. другое дело что за прошедшие со времени Геродота столетия изменилось представление о том что такое важное что такое факт.
Все ли факты нужно сохранять или каких-то фактах лучше умалчивать.
И на несмотря на то что Геродот тоже этим вопросом в каком смысле задавался он, был человеком во многих отношениях беспристрастным если он описывал конфликт греков и персов. Скажем в котором явно его симпатии были на стороне греков. Насколько он сам был греком тем не менее он старался сохранить и сведению достойном поведении персов или наоборот о недостойном поведении греков.
В этом смысле задал такую высокую планку объективного и
беспристрастного подхода к истории. Но вопросы которые он ставит общем мучают нас до сих пор. Многие историки до сих пор еще не ушли от представления которые формулировал Геродот. А многие продолжают с ним полемизировать источники у Геродота были довольно простые.
Я уже назвал это разные предметы памятники архитектуры которые он
видел и люди которых он расспрашивал с которыми он общался запросто как мы тоже в общем когда пытаемся установить какие-то факты. Расспрашиваем людей хорошо знаем что память людей избирательно что некоторые люди лукавят добросовестно, пересказывают информацию или вводят нас заблуждение. Вольное надо невольно самой жуткой страны да мы сами себя вводим невольно или вольно в заблуждения.
И в этом смысле память человеческая не очень надежный источник и
для Геродота уже тоже было очевидно. Что нужны какие-то процедуры которые позволили бы установить достоверность сведений, но Геродот только начал это дело он только вступил на этот путь. И несколько столетий развития историографии исторической науки исторического знания в последствии позволили хоть как-то уточнить подходы историков к этим очень сложным вопросом.