Найти в Дзене
ЛитРа

Мнение о "Щегле" Донны Тартт. Сравнение с фильмом

Оглавление

Я прочитала и посмотрела “Щегла” и, поверьте, мне есть, что вам рассказать.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/09/19/23/09/goldfinch-2766971_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/09/19/23/09/goldfinch-2766971_960_720.jpg

Начну свой рассказ с истории романа.

“Щегол” появился в 2013 году на тот момент Донне Тартт, автору этого романа, романа третьего в ее библиографии было уже 50 лет, а в 2014 году “Щегол” получил пулитцеровскую премию.

Я вам напомню, что пулитцер дается только американским авторам, чьи романы так или иначе имеют в своей основе проблематику американской жизни.

Тогда же в 2014 году “Щегол” выходит и в России и на удивление принимается тепло и в других странах, так что, судя по всему, проблемы американцев не обладают такой строгой географией и популярны и в других странах.

Майя Кучерская, тогда же пишет статью, в которой называет щегла (Майя Кучерская, если что, это литературный критик и писательница) очень современной и очень комфортной сказкой для взрослых. Конечно же, все субъективно, но как по мне, “Щегол” хорош именно тем, что напоминает собой классику вневременного отрезка.

Роман серьезный, местами очень жуткий для ума и самое главное - он полон зацепок для ума любопытствующего.

Сюжет вам наверняка известен:

Маленький Теодор Дейкер оказывается в центре теракта в метрополитен музее, куда он идет вместе со своей мамой. Там же он встречает того человека, занимающегося антиквариатом, который просит его забрать “Щегла” Карла Фабрициуса и также его кольцо, с этого момента, можно сказать, начинаются основные приключения главного героя романа. Если знать историю карла Фабрицио, то вы моментально находите первую зацепку романа - Карл погибает в 17 веке от взрыва соседних в доках с порохом и выживает в этом взрыве только его щегол.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/01/18/20/43/literature-3091212_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/01/18/20/43/literature-3091212_960_720.jpg

Так, мы видим с вами, как мамы своеобразный символ творца. иными словами, художника также погибает во взрыве, а ее щегол остается целым и невредимым. Конечно же, я говорю про Теодора Дейкера.

Таких зацепок в тексте масса и знаете что самое главное?

Там очень много взаимосвязи с русской классикой. На нее отсылок и каких то зацепок вы тоже увидите достаточное количество, чтобы подумать, что Донна Тартт наверняка увлекалась русской классикой в своей юности, быть может, а может быть уже в сознательном возрасте.

Сам стиль Тартт, конечно же скачет, но в целом он все равно достаточно гармоничен, хотя в нем есть отрывки, целые тексты, которые принадлежат в первую очередь ее герою Тео и эти отрывки хочется заучивать, я себе даже сделала заметочку на одном из отрывков, которые хочу вам передать:

“Я онемел, прирос к полу, а она с каким-то радостным грудным воркованием протянула ко мне руки. У нас в ногах повизгивает, кувыркается счастливый попчик. Она так и не переоделась, была в чем спала - в красно белых полосатых пижамных штанах и футболке с длинными рукавами, поверх которой она накинула старый свитер Хода. От нее пахло смятыми простынями и постелью. “О, господи!” - подумал я, закрывая глаза, зарываясь лицом в ее плечо в накатившей волне ужаса и счастья сквознячка с небес. О, господи!”

Я понимаю, что да, безусловно, весь роман написан от первого лица, но все равно отрывки есть определенные, которые вызывают мурашки.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/02/19/11/53/book-1210027_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/02/19/11/53/book-1210027_960_720.jpg

Сейчас самое время напомнить, что есть в моем понимании 3 столпа великолепной прекрасной книги: стиль, сюжет и конечно же мысль.

Мыслей у “Щегла” полно, начиная со стандартного вопроса отцов и детей, неразделенной любви, вопроса самоубийства, вопросы чувства вины за свое выживание. Я полагаю, что вы уже понимаете, что все эти темы, так или иначе поднимались в свое время в наших русских классических книгах. Но при этом основная мысль это все равно преемственность поколений которая обеспечивается вечностью красоты и вечностью искусства.

Такую тему я в других книгах не припомню, поэтому уникальность “Щегла” очевидна.

Да книга массивная. Очень массивная. Но я заметила, что многие из читателей сами не замечают, как быстро они прочитывают этот роман, потому что сама скорость чтения не усугубляется какими то виноватыми виньетками языка Донны Тартт, так что красота текста не всегда обозначает какую то ее набоковскую твердость.

Сюжет интересен.

За Тео переживаешь.

И именно это переживание за главного героя подстегивает вас скорее переворачивать страницу за страницей и узнать, что же все таки с ним случится в конце.

А в конце с ним случится фильм.

Если вы следите за мной не только в Дзене, то наверняка помните, как я говорила, что хотела бы после просмотра фильма “Щегол” сказать, что это лучшая экранизация всех времен и народов.

Продолжение следует...