“Джокер” Тодда Филлипса - во многом изумительное кино. Безупречная игра Хоакина Феникса завораживает, постановка и композиция кадра удерживают внимание, а саундтрек лишь подчеркивает общее гротескное, безумное настроение.
Лично я, выходя из кинозала и пробираясь через оживленную площадь, пребывал в легком состоянии шока, окружающая меня серость вызывала апатию, а прилив меланхолии не отпускал меня на всем пути от метро до дома. Согласитесь, подобный прилив эмоций - дорогого стоит.
Но есть лишь одна загвоздка - подобное умиротворенное состояние быстро улетучилось, начни я разбираться в причинах, его вызвавших. Туман над жутким и утопичным Готэмом рассеялся, и я увидел достаточно скудное и поверхностное содержание, столь умело замаскированное под потрясающей оберткой.
You dont get it
Так о чем же этот фильм? Не думаю, что имеет смысл пересказывать сюжет - желающие так или иначе уже ознакомились с фильмом в кинотеатре, для остальных же не вижу смысла спойлерить. Но незначительные спойлеры могут присутствовать, так что будьте начеку.
Первая же проблема кроется в том, что, отрицая всю свою принадлежность к комиксам и оригинальной концепции персонажа, фильм практически не дает никакой альтернативы. Ведь если отбросить имя “Джокер”, знакомый образ клоуна в гриме и костюме, а также постоянные заигрывания с семейством Уэйнов - что останется? История о сумасшедшем человеке, которому не удается влиться в социум? Да, основной костяк сценария все еще будет работать, но здорово потеряет в вовлеченности зрителя и эмпатии в целом.
Но, даже если и отбросить позиционирование фильма, и представить, что перед нами интерпретация комиксной истории - она слишком искажена для того, чтобы можно было провести параллели между Джокером из рисованных книжек и Артуром Флеком. А значит - попросту не сработает. Подобные полумеры лишь тянут картину из стороны в сторону, посему, как мне кажется - все комиксные элементы было бы логичнее свести к минимуму.
Вторая проблема вытекает из предыдущей: уже упомянутая мной проблематика взаимодействия человека и социума задевается сугубо по касательной. Ведь в чем состоит конфликт, перерастающий в настоящее стихийное бедствие и массовые погромы на улицах? Богачи… богатые. Шикуют тут, знаете ли. В то время, как обычные работяги… понятия не имею, чем занимаются простые работяги. Фильм не дает ответа, лишь в одной из открывающих сцен проскакивает фраза, из разряда: “как же тяжело найти работу, да и платят гроши”.
Да, нельзя упускать из внимания оскорбление (хоть и весьма косвенное) рабочего класса со стороны будущего мэра Томаса Уэйна. Но на этом - всё. Одна из ключевых арок проходит едва-ли не мимо зрителя, пытаясь незаметно перескочить к третьему акту, где уже более вменяемо переданы вся та ненависть и возмущение со стороны бедствующего населения.
Ну и третья проблема, которая стала решающей для меня по отношению к фильму - ключевая нить повествования и путь персонажа Хоакина Феникса. Джокер по версии Тодда Филлипса - душевнобольной человек, что изо всех сил пытается влиться в социум, жить полноценной жизнью среди других людей, на само общество отказывается принимать его, лишь с каждым разом унижая его все больше и больше.
Безусловно, интересный конфликт. Пусть и далеко не новый для кинематографа. Но все же, Хоакин Феникс использует его на всю катушку, выжимая максимум эмоций из каждого момента. Его перфоманс в этом фильме поражает настолько, что уже можно сказать - многие сцены будут цитироваться в других произведениях и надолго осядут в памяти зрителей. В этом же заслуга и операторов, и звукорежиссера, да и самого режиссера, к слову.
Но собирая всю картину целиком, эмоции от каждой отдельно взятой сцены - меркнут. Ведь запутывая зрителя галлюцинациями, отдельными сценами (пример - холодильник), недосказанностью в финале - невозможно утаить главного. Идея фильма, вопреки всем заверениям, недалеко ушла от стандартного комиксного становления супергероя. Разве что сменила плюс на минус.
Вызывает вопросы и основная идея фильма. Ведь там, где картины о супергероях говорят тебе: ты лучший, и если общество не принимает тебя - не сдавайся и борись до конца, Джокер же заявляет - ты лучший, а если общество тебя не принимает, то и шло бы оно.
Впрочем, последний пункт не совсем справедлив. Возможно, таким образом режиссер и сценарист наоборот подчеркивают бескомпромиссность реального мира, где далеко не у каждого хватит сил бороться, а некоторые - этой возможности лишены и вовсе.
Подводя итог, хочу заметить, что противоречивость - главная черта этого фильма. Он пытается отречься от комиксного происхождения - при этом же повторяя основные элементы, свойственные жанру. Задает много вопросов и интригует - при этом не имея достаточных козырей в рукаве. Выдает достаточно простое и обыденное содержание - но шокирует во всем, что касается формы.
Изначально я был разочарован после просмотра. Но теперь же, углубившись в вопросы, что сам задавал картине - с удивлением замечаю, что влюбился в этот фильм. Выходит, Джокер был прав. Я действительно не понял шутку...