Бланка Ли (Гранада, 1964), один из самых всемирно известных хореографов Испании, была назначена новым директором Театрального канала, главного центра выставок и производства произведений исполнительского искусства Мадридского сообщества, с годовым бюджетом в 3,8 миллиона евро.
"Я собираюсь поддерживать испанских художников, особенно из Мадрида. Мне пришлось покинуть Испанию, потому что я не получил здесь поддержки", - сказала она в своем выступлении во вторник, в качестве первого заявления о намерениях своего мандата, напомнив, что она живет в Париже с 1992 года, потому что там она нашла больше возможностей для развития своей карьеры.
В сопровождении министра культуры Мадридского сообщества Марты Ривера де ла Крус Ли не раскрыла никаких конкретных деталей своего проекта, но подчеркнула, что одной из ее основных целей будет художественное разнообразие: "Я хочу, чтобы это было пространство, открытое для всех аудиторий".
Таким образом, она, похоже, хочет послать примирительный сигнал и устранить неопределенность, возникшую вокруг этого учреждения после отставки его бывшего директора Натальи Альварес Симо, относительно возможного изменения курса в нынешней программе, с четким международным призванием и более авангардным, чем во времена Альберта Боаделлы. "Здесь должны быть представлены все виды произведений: классика, авангард, новые нарративы, захватывающие дух спектакли, опера и сарсуэла. ", - пояснила она.
Театральный канал, который в этом году празднует десятилетие траектории, прожил в это время два очень разных этапа, определяемых разным профилем людей, которые руководили им, и назначением на политические должности. Его первый директор Альберт Боаделла (2009-2016) разработал более коммерческую программу, а его преемники Алексей Ригола и Альварес Симо выбрали эксперименты (с успехом: в прошлом году уровень заполняемости канала составил 85%).
После отставки Риголы в октябре 2017 года (в знак отказа от действий полиции Каталонии ) Альварес Симо продолжал придерживаться этой линии в одиночку до того времени как в августе прошлого года в совет пришел Ривера де ла Крус.
С избранием Ли Ривера де лос Сантос делает ставки на международную репутацию, но не устраняет полную зависимость этого художественного института от политических взлетов и падений.
Новый директор была назначена напрямую, без публичного конкурса, поэтому ее проект будет продолжаться до тех пор, пока Ривера де ла Крус находится у власти.
Художница предпочитает не думать об этом и просто заявила, что счастлива вернуться в свою страну через большую дверь.
"Театр никогда не переставал быть моим домом, правда. В последние годы я представляла все свои творения в этом театре", - сказала она. "Я постараюсь максимально использовать свой опыт и контакты, которые я установила за всю свою карьеру, чтобы сделать этот театр эталоном в Испании и Европе. Сюда будут приезжать не только отечественные и зарубежные артисты, но и зрители из любой точки мира".
Ли принадлежит к поколению пионеров танца и хореографов, которые представили современный испанский танец в восьмидесятых годах прошлого века, наряду с другими, такими как Ла Рибот, Бланка Кальво, Кармен Вернер, Елена Кордова, Ангелы Маргарит, Сол Пико и Марта Карраско.
Сложности в реализации проекта в Испании в долгосрочной перспективе привели ее к эмиграции в Париж, где она обосновалась в 1992 году и основала свою собственную труппу, с которой выступала в театрах по всему миру и приобрела важную международную репутацию. Ее стиль является результатом личного слияния различных жанров (современный танец, городской танец, фламенко), а также неисчерпаемого экспериментального духа.
Она является первым хореографом, поступившим во Французскую королевскую академию изящных искусств, и отмечена орденом Почетного легиона Франции и Золотой медалью Испании "За заслуги в изобразительном искусстве".
Она выступала в хореографии Парижской оперы и Нью-Йоркского Метрополитена, сотрудничала с такими режиссерами, как Педро Альмодувр, Мишель Гондри или Жан-Жак Анно, а также с такими музыкантами как Бейонсе, Пол МакКартни и группа Coldplay. Ее последняя работа - El quijote del Plata, комиссия Национального балета Содры (Уругвай), которая этим летом была представлена на нескольких испанских сценах. Ее предыдущую работу, солнцестояние, можно было увидеть в прошлом году в Театрах канала, а также предыдущие Диодей и Робот.
Хореограф также всегда отличалась игривым характером, с которым она подходит к своей художественной работе, качество, которое она также применяет к своей грани в качестве менеджера.
"Я бы хотела, чтобы этот театр стал очень праздничным пространством. Он должен жить не только ночью, но и днем. И что его деятельность происходит не только внутри его инсталляций, но и на улице. Пусть общественные места также служат сценой", - прокомментировала она.
При этом она также хочет привлечь новую аудиторию, особенно детей.
У нового директора впереди еще год, чтобы разработать все эти планы, так как Альварес Симо уже запланировал весь сезон. Однако она признала, что ей не стоит терять время: "Мы должны определиться с наиболее важными совместными постановками, особенно международными, которые были поставлены до меня".
В этом смысле она заявила, что будет уважать контракты, которые ее предшественник оставил после себя: "Я пришла сюда не для того, чтобы отменять то, что есть. Напротив, я намерена развивать то, что у нас уже есть, и двигаться вперед"