Найти в Дзене
Феномен культуры

Когда явился Кафка. Часть четвёртая.

Оглавление

Часть третья

Бог, познаваемый не человеком.

Мы иногда не понимаем, чего Господь от нас требует. Он иногда требует от нас ужасные и противоречивые вещи. Например, противоречивые поступки потребовал совершить от Авраама. Сначала он уверил его, что от Авраама пойдёт всё человечество, и как Аврааму важно родить собственного сына, а потом потребовал чтобы Авраам принёс этого сына в жертву. Такой очевидно противоречивый характер требований. И вот Кафка сообщает нам такую весть - чего желает Бог нам неведомо, он не понятен и неясен, даже если эта воля пробивается через биологическое начало в человеке, ясное и понятное начало - она не ясна всё-равно. Бог явно - не то, что нам хочется. Он не Санта Клаус уж точно, но в пределе он полная противоположность всех наших хотелок чисто человеческого свойства.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/09/29/16/31/macro-4513713_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/09/29/16/31/macro-4513713_1280.jpg

При этом гуманизм - это тоже часть текста Кафки. Его герои вынуждены преодолевать человеческое чтобы понять устройство мироздания. В этом принципиальная загадочность Кафки. То, что изображает Кафка в своих романах - это мироздание, увиденное не человеком, а существом, вышедшим за пределы человека, хотело это существо того или нет. Если говорить о Луи Фердинанде Селини, то он предложил такой взгляд на человека, который явно не антропоморфный.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Представьте себе, что мы не в состоянии или не хотим смотреть на мир с человеческой точки зрения, нам надоели человеческие точки зрения. Мы смотрим на себя со стороны. Тогда возникает другая картина. в ней не будет действовать время, оно будет по-другому течь, не всегда туда куда надо. В ней не будет правильно организовано пространство, потому что пространство и время - это продукты человеческого ума. Это миф, это какое-то волшебство, потому что это то, как этот мир увидел не человек, а кто-то другой. Ну....Бог что ли...Или какие-нибудь злые ангелы...какие-нибудь демоны...Но пространство мира не так организовано. Человек не в центре бытия.

Но для Кафки этот путь, селиновский, или путь, который предлагает герой романа Томаса Мана "Доктор Фаустус" - это полная катастрофа. Именно Кафка фантастичен в том, что он при этой цели как-то описывает и человеческую составляющую. Она противится миру. Мир - не имеет с человеком общего, он ему противоречит. Сводит человека в абсурд. Прямо путь приводит не туда куда он изначально предусмотрен вести. Идёшь и приходишь совсем в другое место. Прямые пути - не способ придти туда куда надо. И прямая перестаёт быть самым коротким путём между двумя пунктами. Превращение героев Кафки в насекомообразных существ - описание третьего пути, не кривой и не прямой, а чего-то третьего. Это взгляд изнутри другого существа, не человека. И это - именно тот самый путь, который должен привести к самому главному познанию, к познанию Божества.

Страшное познание через боль

Кафка словно высказывает свою боль, свой крик. Кафка говорит о необходимости такого пути, другого пути нет, если мы хотим понять конечную точку движения. Эта точка - приход в которую позволит нам понять смысл всего. В чём желания Божества? Что в конце концов оно желает о нас? Понять своей головой это невозможно, так как Бог хочет одного и требует одного, а потом требует при этом противоположного. В чём же его настоящее желание для нас? Как всё-таки мы должны вести себя? Не важно, Бог или Воля мировая, сила, которая всё движет к какому-то итогу.

Рацио здесь не срабатывает. Разум бессилен. Для понимания конечной точки нам мешают привычные человеческие качества и от них нам надо отречься, снять их как кожу, собственное "я" должно быть увидено как-бы со стороны, как чужое. Страшно понять до конца такое требование. То, как видит всё человек, как он всё ощущает, это только препятствие, помеха, это не может помочь. От этого нужно отказаться. При этом тебе открывается, что человеческое существование - это какая-то иллюзия, всё что было дорогим и важным, будь то люди рядом или ты сам, всё это не истина, фантомная реальность. Бог предстаёт перед нами как ожидающий такой метаморфозы ради познания Бога - человек должен перестать быть человеком. Всё что есть человеческого - привязанности, стремления, чувства - откажись от этого, стань чем-то совсем иным, вот хотя бы, допустим, жуком. Посмотри на всё так как смотрит какой-нибудь каннибал.

Грегор Замза. Источник: Яндекс.Картинки
Грегор Замза. Источник: Яндекс.Картинки

Кафка ожидает, что мы всмотримся в эту реальность. При этом он гуманистичен. Герои Кафки двинулись в этот странный путь. Но это - смертельный шок для них. Это потеря морального и физического естества. Человек сам собой аннигилируется. Требуется умереть, человеческой индивидуальности нужно умереть, обычные страсти, переживания умирают, они остаются в человеческом мире, тогда как герои Кафки уходят в другой мир. Это крайне мучительно для их, Кафка это показывает. Всё это равносильно катастрофе, но именно так происходит познание Бога. При этом Бог станет вашей частью, а вы - Его частью. В вас проснётся субъект решающей всё Воли, это ваша награда, при этом вам откроется и что Бог это страшное состояние, чуждое человеческой сущности. Знание высшего порядка будет стоить вам потери разума. Познание Бога и мира такой ценой - лейтмотив Кафки, его линии всех этих метаморфоз и странностей, непонятных и недоговорённых событий и вещей в его романах.

Часть пятая.