Второй эксперимент — и два пульта: с кнопкой позитивной реакции и второй — с негативной. Я слежу за ребёнком. Оранжевый пульт — вариант с негативной реакцией.
Она оглядывается, смотрит на меня, делает вид, что занята. Я отворачиваюсь… Вот что ей было нужно! Здесь я не наблюдаю за ребёнком. Он хочет, чтобы его мама поиграла с пультом... Выбирает безопасный путь. Я поворачиваюсь… Он, конечно же, ни при чём! Да, он чувствует себя неловко. Все узнают этот взгляд искоса, да?
Сценарий третий — два руководителя и один пульт. Руководитель, который негативно реагировал на нажатие кнопки, здесь наблюдает за ребёнком.
Девочке неловко, она в замешательстве и пытается получить поддержку от мамы. После чего она специально поворачивается, чтобы оказаться под наблюдением руководителя с положительной реакцией.
Путь свободен — теперь она готова играть. Итак, эксперимент показал, что поведение детей с кнопками управления напрямую зависит от инструкций и эмоциональной реакции со стороны.
В ходе первого эксперимента дети не знали, какие действия оценивают положительно, а какие — отрицательно. Они предпочли самый безопасный путь и нажали на кнопку только после того, как я отвернулась.
Дети во втором эксперименте нажимали «положительную» кнопку чаще, когда я наблюдала за ними, но как только я отворачивалась, они немедленно начинали играть со вторым пультом и «негативной» кнопкой. Во время контрольного варианта, где мы убрали разницу между двумя кнопками, произнося «О, здорово!» после нажатия каждой из них, игра с кнопкой больше не зависела от выдвинутых до этого условий.
Предполагаем, что именно подобная «социальная значимость» двух кнопок повлияла на поведение детей в предыдущих случаях. И последнее, в процессе третьего эксперимента дети нажимали на кнопку значительно чаще, если за ними наблюдал руководитель, который реагировал положительно, в отличие от второго руководителя, который реагировал негативно.
Не случайно, что в таком возрасте дети начинают показывать смущение и замешательство в том случае, если могут получить негативную оценку со стороны, как, например, когда смотришься в зеркало и замечаешь грязь на носу, или шпинат между зубов, если ты взрослый.
Итак, какие выводы теперь можно сделать?
Кроме того, что дети очень хитроумные существа. С самого раннего детства они, как и взрослые, чувствительны к оценке, которую выражаем разным объектам и формам поведения.
И более того, дети используют это, чтобы сформировать своё поведение.
Осознанно или нет, мы постоянно транслируем собственные ценности людям вокруг нас. Нет, я не имею в виду такие ценности, как «будь добрым» или «не укради», хотя подобные наставления очень важны.
Я имею в виду, что мы постоянно показываем другим, особенно нашим детям, что нам приходится по вкусу и является похвальным, а что — нет. Часто мы и не замечаем, что выражаем подобные оценки.
Психологи изучают поведение, чтобы понять содержимое человеческого сознания, так как зачастую наше поведение является отражением наших убеждений, ценностей и желаний.
Здесь, в Атланте, мы все безоговорочно верим в одно — «Кока-кола» лучше, чем «Пепси». Это, конечно, может быть связано с тем, что «Кока-кола» была изобретена в Атланте.
Но тем не менее, это подтверждается тем, что большинство предпочитают пить именно «Кока-колу».
Примерно таким же образом мы транслируем наши ценности, когда делаем девочкам комплименты, которые чаще всего относятся к причёске или наряду, а мальчикам — относительно их интеллекта.
Или когда вместо полноценной еды предлагаем конфету в качестве награды за хорошее поведение.
И взрослые, и дети невероятно хорошо чувствуют едва уловимые оттенки в поведении других, в свою очередь, приходят к формированию собственного поведения.
Результаты, которыми я делюсь сейчас с вами, позволяют нам считать, что подобная восприимчивость формируется очень рано — до того, как получается сказать предложение или сесть на горшок. И в конечном счёте, это — важная часть того, кем мы в итоге вырастем.
Поэтому перед тем как уйти, мне бы хотелось призвать вас подумать над теми ценностями, которые мы привносим в ежедневное общение, а также над тем, как наши установки могут влиять на поведение других людей.
Например, как вы думаете, какие ценности мы формируем, когда улыбаемся экрану телефона чаще, чем другим людям?
И наоборот: как установки других людей повлияли на ваше собственное поведение в том ключе, о котором вы раньше и не подозревали.
Возвратимся к нашему простому примеру, вы на самом деле любите «Кока-колу», а не «Пепси»? Или ваш вкус был сформирован на основе предпочтений окружающих?
У родителей и учителей намного больше возможностей повлиять на характер и поведение детей.
Однако очень важно помнить, что через ежедневный обмен собственными установками и ценностями мы все обладаем силой воздействия на поведение друг друга.