Найти тему
Sergo Inski

Допотопные события, в произведениях писателей 19 века, происходили при их жизни

Даже в наше время можно часто слышать выражение "допотопный". Оно употребляется, как выражение чего-то безмерно далёкого в истории и крайне примитивного. Сведения о потопе перекочевали из библейских текстов и сформировали в обществе устойчивый образ очень далёких событий.

А так ли давно был потоп? И почему это выражение так устойчиво переходит из уст в уста.

И снова, есть возможность, обратится к произведениям писателей, чтобы понять, как это выражение понималось нашими предками в недалёком 19-м веке.

Александр Иванович Герцен 1812 – 1870

-2

В одном из его писем можно прочесть следующее:

12 июля 1858 год.

« …С каждым днём я вижу яснее, что эпоха политических революций приходит к концу – как и эпоха Реформации – не решив вопроса,- разве религиозный вопрос можно считать решённым? Нет – но он больше никого не интересует.

Мы вступаем в новую эпоху, и всё, что пишут эти господа, эти допотопные люди,- дело прошлого».

О какой Реформации идёт речь? Если об известной, то по официальным историческим источникам она закончилась в начале 17-го века. А письмо написано в середине 19-го. Значит, было ещё какая-то Реформация, и она связана с решением религиозного вопроса, который, судя по словам писателя, больше никого не интересует. Странно это.

Но обратимся к ещё одному письму Александра Ивановича:

11 октября 1840 год

«…Некогда мы с вами переписывались беспрестанно и именно – когда ещё, во времена допотопные, вы жили дома, а я был полуребёнком и полуюношей».

-3

Получается, что писатель пережил потоп. Сказано однозначно о том, что допотопные времена были в период его юности. Прибавим к году рождения – 1812, 14 лет – время отрочества, получается, что допотопные времена завершаются где-то в районе 1826 -1828 годов.

И тогда более мене становятся понятными слова из первого приведённого письма. Логично, случившийся катаклизм изменил всю структуру общества. Вероятно, он и побудил произвести Реформацию.

Но, читаем дальше:

Собрание сочинений. Том 1.Произведения. 1829 – 1841 года.

«…Теперь человек может порадоваться, подышать надеждами: XVIII век, век анализа и разрушений, окончился тем колоссальным огненным извержением, которое столь похоже на перевороты допотопные, изменившие всё лицо планеты, которого горящие камни разлетались по всему свету…

-4

Из развалин возник новый человек, стряхнул с себя пыль и, благодаря предшественников, начал новое здание. Теперь он строит, погодим судить его,- это великое дело будет принадлежать потомству; мы можем только наслаждаться лучом надежды, который на нас льёт яркий свет свой».

  1. Получается, что катастрофа не была единственной, но были «перевороты допотопные». Не те ли это бедствия, которые были во времена Бориса Годунова, описанные в стихотворении «Предание» поэтом Константином Бальмонт в 1899 году? (Читайте статью: Россия ХIX в. после планетарной катастрофы. “Но, жизни нет. Она мертва …)

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1878)

-5

В его фельетонах, есть такие строки:

«…- С кем ты говорил, выходя?

- Отыскал какую-то допотопную знакомую, но если бы не она, так мне бы и не удалось встать из-за карт, чтобы поговорить с губернатором…»

В настоящее время высказывание в таком стиле расценивалось бы как оскорбление, но в те времена, понятие допотопный, имело образ рубежа планетарной катастрофы, после которой мир изменился.

Анализируя карты средневековых картографов, можно ясно представить, как изменились контуры материком до и после катастрофы. И не только контуры, но и климат. Статью об этом вы можете прочесть на моём канале, она называется «Трамваи, как символ допотопной истории».

Джордж Байрон — 1788-1824

-6

Тьма

(отрывки из стихотворения)

Я видел сон… Не все в нем было сном.
Погасло солнце светлое, и звезды
Скиталися без цели, без лучей
В пространстве вечном; льдистая земля
Носилась слепо в воздухе безлунном.
Час утра наставал и проходил,
Но дня не приводил он за собою…

И люди — в ужасе беды великой
Забыли страсти прежние… Сердца
В одну себялюбивую молитву
О свете робко сжались — и застыли.
Перед огнями жил народ; престолы,
Дворцы царей венчанных, шалаши,
Жилища всех имеющих жилища —
В костры слагались… города горели…
И люди собиралися толпами
Вокруг домов пылающих — затем,
Чтобы хоть раз взглянуть в глаза друг другу.
Счастливы были жители тех стран,
Где факелы вулканов пламенели…

Весь мир одной надеждой робкой жил…
Зажгли леса; но с каждым часом гас
И падал обгорелый лес; деревья
Внезапно с грозным треском обрушались…

-7

Не всё, в этом сне было сном. Этот стих живо перекликается со стихом. «Предание» Константина Бальмонта.

Судя по всему, наступил лютый холод и люди грелись, сжигая всё, что могло дать тепло.

А ведь, правда, не было нужды в обогревательных приборах в допотопные времена. Полярных шапок не было, и по исследованиям учёных температурный режим был ровным, а климат тёплым и влажным. Необходимости в печах для обогрева жилища не возникало. Случился катаклизм с резким и сильным похолоданием и единственным средством для обогрева стал костёр.

Вспомним, как дрожал доктор Ватсон в старинном доме Баскервилей. В этих домах и сейчас очень холодно, они строились в эпоху допотопного климата.

Если бы подобное понижение планетарной температуры произошло в настоящее время, люди бы легко к нему адаптировались, потому, что все жилища оборудованы системой отопления. И скажу, по-секрету, у очень многих людей есть автономные печурки, на случай «атомной войны». Генетическую память истребить трудно. А у кого их нет, задумываются о том, чтобы их приобрести, с тревогой наблюдая за происходящим вокруг.

Ведь до очередного катаклизма один шаг. Не нужны никакие планетарные сдвиги. Просто отключить электроэнергию. И всё.

Благодарю за внимание.

Поддержать автора