Найти в Дзене
PROсмысл

«Женский батальон смерти». Символика и подтекст фильма.

Разберем семантику киноленты. Всем известно, что кинолента «Батальон» посвящена женским батальонам смерти, созданным во времена Первой мировой войны, для поддержания военно-патриотического духа в солдатах, отказывавшихся исполнять свой воинский долг и защищать рубежи Родины. Для того, чтобы выполнить «почетную» миссию, возложенную на первый женский батальон имени Марии Бочкаревой, необходимо было создать и поддерживать в батальоне железную дисциплину и высокий патриотический дух. По воспоминаниям одной из женщин, служившей в этом женском батальоне смерти, для того, чтобы поддерживать военную дисциплину и нравственность в рядах женщин-добровольцев, М. Л. Бочкарева «била рожи, как заправский вахмистр». Очень интересно в киноленте показан женский батальон, а также сама Мария Бочкарева. 1. В фильме огромное значение уделено религиозному компоненту. Начнем, хотя бы с того, что через весь фильм лейтмотивом проводится образ Богородицы. Образ Богородицы здесь используется в качестве сим

Разберем семантику киноленты.

Всем известно, что кинолента «Батальон» посвящена женским батальонам смерти, созданным во времена Первой мировой войны, для поддержания военно-патриотического духа в солдатах, отказывавшихся исполнять свой воинский долг и защищать рубежи Родины.

Для того, чтобы выполнить «почетную» миссию, возложенную на первый женский батальон имени Марии Бочкаревой, необходимо было создать и поддерживать в батальоне железную дисциплину и высокий патриотический дух. По воспоминаниям одной из женщин, служившей в этом женском батальоне смерти, для того, чтобы поддерживать военную дисциплину и нравственность в рядах женщин-добровольцев, М. Л. Бочкарева «била рожи, как заправский вахмистр».

Очень интересно в киноленте показан женский батальон, а также сама Мария Бочкарева.

       1. Мария Бочкарева.                                                     2. Мария Аронова в роли М. Бочкаревой
1. Мария Бочкарева. 2. Мария Аронова в роли М. Бочкаревой

1. В фильме огромное значение уделено религиозному компоненту.

Начнем, хотя бы с того, что через весь фильм лейтмотивом проводится образ Богородицы. Образ Богородицы здесь используется в качестве символа материнской жертвенности. Богородица отдает своего сына Христа на распятие за грехи человечества. Здесь же мать в лице Марии Бочкаревой отдает в жертву своих «дочерей» из батальона, искупая трусость мужчин.

     Образ Богородицы. Кадры из фильма.
Образ Богородицы. Кадры из фильма.

Образ матери в фильме транслируется по нарастанию.

1) В картине показаны матери Нади и Тони, как две противоположности, с точки зрения социального статуса. Так, как в батальон Бочкаревой шли добровольцами женщины, принадлежащие к разным социальным прослойкам населения, от крестьянок до дворянок. Обе матери приносят в жертву на благо Родине своих дочерей.

     1. Мать Нади.                                                                  2. Мать Тони.
1. Мать Нади. 2. Мать Тони.

2) Матерью для девушек-добровольцев становится сама Мария Бочкарева, которая воспринимает своих подопечных, как «дочерей».

3) Кульминацией образа матери в фильме становится Родина-мать, приносящая в жертву вражеским захватчикам своих «дочерей».

Интересно, что помимо образа жертвенной матери, в фильме присутствует и образ жертвенного отца (генерала Татищева), отдающего в батальон Бочкаревой свою дочь.

Генерал Татищев с дочерью.
Генерал Татищев с дочерью.

Интересная деталь заключается в том, что, действительно, в женском батальоне была дочь известного военного, но только не генерала Татищева, а адмирала Скрыдлова.

Мария Скрыдлова по центру.
Мария Скрыдлова по центру.

Что касается генерала Татищева, то он был верен царской семье и последовал с ними в ссылку, позже был убит большевиками, а потом канонизирован Русской Православной Церковью, то есть, причислен к лику святых. Таким образом, дочь адмирала Скрыдлова в фильме превращается в дочь генерала Татищева- новомученика и святого.

Таким образом, что в фильме женщины-добровольцы являются не просто исключительными личностями, а уподобляются святым- мученикам.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Помимо этого, вспомним, что в фильме дочь генерала Татищева оказывается беременной - то есть еще раз проводится лейтмотив образа матери. Будущая мать – дочь святого мученика отправляется на фронт, чтобы принести в жертву себя и свое еще нерожденное дитя, искупая трусость и предательство мужчин-солдат.

Также мотив жертвенности и искупления звучит в сцене, когда в батальоне происходит первое убийство. Девушка по прозвищу «Дюймовочка» погибает от рук вражеского лазутчика. Ее тело приносят к М. Бочкаревой, и та берет ее на руки и рыдает над телом девушки, как мать над телом своего погибшего ребенка. Эту сцену можно уподобить евангельскому сюжету положение во гроб Христа, где Богородица оплакивает своего сына. (Картина А. Бурго "Оплакивание Христа")

Продолжая линию святых, в фильме вводится история любви Нади, которая получает похоронку на своего жениха, переодевается в мужскую форму и уходит служить вместо возлюбленного на фронт. Здесь можно усмотреть отсылку к образу святой Ксении Петербургской, которая после гибели своего мужа, надела его одежду и стала называть себя его именем, стараясь таким образом искупить его грехи.

1. Надя                                                                                      2.  Ксения Петербургская
1. Надя 2. Ксения Петербургская

Надеюсь, Вам было интересно. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии!