Найти тему
Советы Логопеда

Будем чисто говорить. 8 советов


К 5 годам ребёнок должен чётко произносить все звуки. Если у малыша нарушено звукопроизношение, то у него могут возникнуть проблемы с общением, а также с овладением навыками письма и чтения.
Надеюсь, что рекомендации, описанные в этой статье, помогут вам избежать подобных проблем.

1. Для начала следует выяснить, какие звуки ребёнок выговаривает неправильно.
С этой целью можно предложить ребёнку назвать изображения на картинках или повторить слова с сомнительным звуком. Важно, чтобы звук в предлагаемых словах находился в разных позициях: например,
C: сумка (в начале слова), коса (в середине), ананас (в конце).

Будем чисто говорить. 8 советов
Будем чисто говорить. 8 советов

2. Над каждым звуком необходимо работать отдельно.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным ходом формирования звуков у детей в норме:
К, Г, Х, С, З, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Й, Л, Р.

3. Начинать нужно с артикуляционной гимнастики.
Выполняют такую гимнастику перед зеркалом, чтобы малыш не только ощущал, но и видел, как работают его артикуляционные органы. Каждое упражнение нужно выполнять 8-10 раз. Важно, чтобы ребёнок не переутомился, занимался с удовольствием.

4. Для чёткого произнесения звуков нужен сильная направленная воздушная струя.
Для этого можно подобрать разные игры: дуть через трубочку в воду, пускать мыльные пузыри, дуть на вертушки, в свистульки, задуть ватный шарик между двумя кубиками и др.
Во время игр нужно соблюдать одно условие: не нужно надувать щёки.

Будем чисто говорить. 8 советов
Будем чисто говорить. 8 советов

5. Сначала нужно добиваться правильного произношения только отдельного звука, а не целых слов.
Единственный способ, с помощью которого один из родителей может вызвать звук, – это объяснение и показ ребёнку, как нужно правильно расположить язык и губы. Например, для звука
Ш: «Приоткрой рот, подними язык за верхние зубы. Теперь подуй на язычок. Слышишь, как ветер шумит?» Такое задание желательно повторить 5-6 раз.
Если у ребёнка не получается правильный звук, тогда следует обратиться к логопеду.

6. Если у ребёнка получился правильный звук, то можно закреплять его произношение в слогах, например, СО, СУ, СА, СЫ, СЭ, ОС, УС, АС, ЭС, ЫС.
Когда звук будет звучать в слогах чётко, можно начинать произносить слова с этим звуком.

7. Затем нужно следить, чтобы малыш произносил новый звук в своей свободной речи. Этот этап может быть продолжительным. Наберитесь терпения, ненавязчиво исправляйте, если ребёнок произнёс звук искажённо.

8. Иногда бывает, что ребёнок умеет правильно произносить звуки изолированно, но в свободной речи может заменять их другими. Например, З на Ж, С на Ш, Л на В и др.
Такие ошибки могут появиться и на письме.
Чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем, нужно показать малышу, чем отличается положение артикуляционных органов при произнесении этих звуков. Можно послушать их звучание, закрыв глаза, и сравнить: звук
З – это комарик, а Ж – шмель.
Можно поиграть в следующую игру: взрослый называет слоги и слова со смешиваемыми звуками, а малыш определяет, какой звук слышится.

Если ваш ребёнок столкнулся с какими-то трудностями, наберитесь терпения и помогите ему. У вас всё получится!

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!