Графическая новелла “Mr. Punch”, вышедшая в издательстве “Bloomsbury Children’s Books”, мною была приобретена исключительно из-за имен его создателей — Нила Геймана и Дэйва Маккина. Я являюсь давней поклонницей как первого, так и второго, поэтому имя хотя бы одного из них на обложке является для меня своего рода знаком качества. Когда же книга украшена сразу двумя именами, устоять против соблазна практически невозможно.
О чем? Помните, какими вы были в восемь лет? Как проводили лето у маминых бабушки и дедушки? Или как родители отослали вас к папиным бабушке и дедушке, когда на то были особые причины? Как например, у главного героя комикса, подхватившего инфекцию аккурат накануне рождения сестренки. “Mr. Punch” построен на детских воспоминаниях выросшего героя: полосатый кукольный театр на пустынном пляже, печальная русалка в павильоне аттракционов, принадлежащем деду, и сам дед, который в молодости был “самым лучшим” ботллером (зазывалой) на представлениях “Панч и Джуди”. Уличный театр Панча стал для автора магической линзой, через которую причудливо преломились воспоминания детства. Воспоминания о том времени, когда мир взрослых казался недружелюбным, обманчивым и полным недобрых секретов. Кто сказал, что детство — беззаботная пора?!
Что понравилось? Любой комикс Дэйва Маккина — это произведение искусства. У художника исключительное чувство композиции, благодаря которому ему удается объединять разнородные элементы и смешивать разные изобразительные техники (линейный рисунок, живопись, фотографию, леттеринг). И делает он это так, что от его работ захватает дух. На мой взгляд, мрачные кроваво-землистые коллажи Маккина вкупе с гипнагогическим текстом Геймана роднят “Mr. Punch” с поэзией больше, чем с прозаической литературой, поэтому мне пришлось нелегко. У меня, вообще, сложные отношения с поэзией.
Что не понравилось? Сюжет. Скажем так: чтобы понять “Mr. Punch”, нужно иметь хотя бы зачаточные представления о Панче, его месте в британской культуре и быть знакомым с профессиональной терминологией (профессор/professor, боттлер/bottler, пищик/swatchell и т.д.). Возникнув как театр для взрослых, своего рода “глас народа”, высмеивавший власти предержащие и мгновенно реагировавший на острые социальные проблемы, в позднюю викторианскую эпоху “Панч и Джуди” трансформировался в любимое представление британской детворы. В большинстве сценок Панч, орудуя дубинкой, кого-нибудь убивает или просто калечит, что кажется аморальным современному зрителю. Однако для людей предшествующих столетий злодеяния Панча были вульгарной (от “vulgus” — “народ, толпа”) насмешкой над официальной культурой, часто репрессивной и несправедливой. Уродливый горбун с противным голосом, искаженным пищиком, служил одним из клапанов, через который сбрасывалось социальное напряжение в обществе. Как в комиксе “Mr. Punch” перчаточная кукла стала клапаном, через который просочились тревожные воспоминания детства.
Не повторяйте моих ошибок, познакомитесь с мистером Панчем до того, как откроете комикс!