Всякое убийство с православной точки зрения является грехом, будь то убийство плода во чреве матери (аборт), будь то убийство уже родившегося человека, или убийство человеком самого себя.
Самоубийство является плодом неверия и плодом эгоизма.
- Неверие. Человек, который налагает на себя руки, не верит в то, что Бог может ему помочь и самое главное, он не верит в то, что за порогом смерти его ждёт иная жизнь и ему по видимому всё равно какая будет эта жизнь, потому что вся земная жизнь человека, это подготовка к жизни будущей, в том числе, это и подвиг покаяния, который человек может принести на смертном одре, а самоубийство лишает человека возможности принести покаяние за этот страшный грех.
- Эгоизм. Когда человек налагает на себя руки, он не думает о других людях, он не думает о том, что кому-то из близких его людей этот поступок может причинить невыносимую боль. И сколько известно случаев когда один человек кончал с собой, а потом кто-то из близких сходил с ума, или у кого-то разрушалась вся его жизнь, т.е. как правило самоубийство является и плодом эгоизма.
Церковь считает самоубийство смертным грехом, и не случайно самоубийц церковь не отпевает, а в древние времена их даже не хоронили на кладбищах, исключение здесь может быть сделано только для человека, который совершил самоубийство в состоянии психического помешательства. Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния ( так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).
С точки зрения православия окончание жизни тела не означает окончание существования личности человека. Личность неуничтожима и неистребима. Смерть является лишь переходом из временной сферы в сферу вечности, т.е. та сфера в которой нет времени, но есть какая-то другая форма существования, которая нам сейчас и не понятна, но тем не менее она переживается личностью со всею силой, гораздо большей, чем здесь. То есть, всё что здесь с нами происходит, имеет прерывистый характер, и напротив в вечном мире нет никакой прерывности, никаких пауз, там человек находится постоянно в сфере того переживания, которое обусловлено этой земной жизнью в теле. Самоубийство рассматривается как наиболее тягчайшая и страшная рана, которая приносит личности (сейчас в теле, а через минуту, вне тела) ужаснейшие страдания. Антоний Великий говорил, что человек, который вступает в область преступлений, грязи и греха, оказавшись в вечности соединяется с демонами-мучителями. Игумен Никон Воробьёв писал: "Один только вид этих демонов может свести человека с ума".
Можно ли молиться за самоубийц и все ли самоубийцы идут в ад? Молиться за самоубийц можно, но не в храме, есть специальная молитва преподобного Льва Оптинского, которая читается дома по благословению священника. В храме есть специальный чин "молитвенного утешения сродников самоубийцы", который может отслужить священник, но это не является отпеванием. Конечно самоубийство, это страшный грех, такой что человек не может принести в нём раскаяние, такой человек уходит в вечность в страшном отчаянии. Однако, Бог смотрит на человеческое намерение более, нежели на само действие. Бывают моменты, когда по внешним признакам человек совершает самоубийство, не потому что он поддался какому-то сатанинскому отчаянию, а потому что он совершает подвиг самопожертвования на войне, ради спасения людей, в таком случае это не считается самоубийством, напротив того это исполнение заповеди о любви.
Был такой случай. Однажды к преподобному Паисию Святогорцу пришёл некоторый мужчина, который находился в большом смятении и горести, он плакал и говорил: "У меня сын покончил жизнь самоубийством, и я скорблю не столько о том, что он умер, сколько о том что он сейчас пошёл в ад." На это старец ему ответил: "С чего ты взял, что он пошёл в ад?" Мужчина сказал: "Ну как же, он выбросился у меня с 10-го этажа." Старец сказал: "Ну раз с 10-го этажа, то у него было время покаяться. Если он во время полёта успел сказать хотя бы - Господи помилуй, то Господь его помилует".
В Священном Писании есть такие слова: Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё.