В предыдущих статьях «Пенсионная реформа: почему дальнейшие изменения неизбежны» и «Пенсионная система и цифровизация», в ходе обсуждения, мы пришли к выводу, что как бы это не было бы неприятно, но изменения в пенсионной системе назрели уже давно. Это неизбежность, почти как горькая микстура, которую все равно надо принять. Поэтому предлагаю перейти сразу к делу.
Уже понятно, что концепция и подходы к вопросу сформулированные в середине ХХ века в нынешней, цифровой, системе координат малоприменимы и малоэффективны. Тем не менее следует признать что в России, как в самой большой по протяженности стране, с несколькими часовыми поясами и не самым ровным индустриальным ландшафтом ввести единую одинаковую для всех социальную систему (включающую в себя в том числе и пенсионное обеспечение), удовлетворяющую всем интересам и требованиям каждого гражданина практически невозможно, и всегда найдутся те, кто посчитает, что его интересы не учли.
Еще одна проблематика, с которой придется столкнуться, это малые— и моно— города, а также иные удаленные населенные пункты, в которых пенсия старшего поколения является определенного рода финансовым подспорьем для молодых и не достигших пенсионного возраста людей, которые, к сожалению, не смогли найти достойно-оплачиваемую работу. И это вторая сторона пенсионного вопроса, без решения которого качественное реформирование системы соцобеспечения невозможно. Тем не менее, вопрос занятости населения в малых городах и отдаленных населенных пунктах пусть и взаимосвязан с изучаемым предметом, но все таки является не менее глобальным но иным вопросом, решением которого должны заниматься губернаторы на местах, в зависимости от потенциала, в том числе и исторического, развития региона.
Новые вызовы и новые технологии по своему модерируют сложившуюся структуру пенсионного обеспечения. К слову, остается открытым вопрос насколько в принципе правильно называть указанные социальные выплаты — пенсионными, ведь они даже сейчас в некоторых случаях выплачиваются людям далеко не пенсионного, в общепринятом понимании, возраста (например в профессиях предполагающих ранний выход на пенсию). А в случае если рабочая позиция будет упразднена в следствии ее роботизации, то такие сотрудники гарантированно раньше времени будут отправлены «на пенсию» вне зависимости от их возраста или трудового стажа.
Причем особо следует отметить, что речь идет именно о выходе на пенсию, а не на биржу труда, ведь профессия которой сотрудник обучался внезапно стала более нигде не востребована, и следовательно шансов найти новую работу по данному профилю попросту нет. Разумеется в некоторых случаях возможно переобучение сотрудника, однако данный подход не является универсальным, поэтому как вариант можно рассмотреть теорию «безусловного базового дохода».
Суть социальной концепции «безусловный базовый доход» предполагает регулярную выплату определённой суммы денег каждому члену сообщества со стороны государства. В классической схеме, выплаты производятся всем членам сообщества, вне зависимости от уровня дохода и без необходимости выполнения какой либо работы.
Что интересно, в России службой исследований компании HeadHunter был проведен соответствующий опрос, в рамках которого было опрошено 5 тыс. российских работников. Согласно опросу, с концепцией безусловного основного дохода хорошо знакомы лишь 18% российских работников, а 58% узнали о ней впервые. Но при этом 62% опрошенных работающих россиян поддерживают концепцию безусловного базового дохода, против высказались 20% респондентов.
В рамках мотивов, побудивших их ответить «за» были названы: снижение числа преступлений, спровоцированных бедностью — 50%, возможность повышения уровня жизни — 47% и более комфортный процесс получения образования 45%. Также в качестве положительных факторов было отмечено рост покупательной способности, увеличение числа предприятий малого бизнеса, а также рост числа желающих заняться благотворительностью и волонтерством.
Наибольшие доли респондентов (от 68 до 72%), поддержавших реализацию Безусловного базового дохода, пришлись на такие отрасли, как «туризм, гостиницы, рестораны», «рабочий персонал» и «транспорт, логистика». Что любопытно, указанные сферы деятельности стоят в первых рядах на автоматизацию и роботизацию рабочих мест.
Но разумеется, система Безусловного базового дохода не идеальна и ее можно улучшить дифференцировав подход. Например, его можно выплачивать гражданам России с низким и средним доходом в виде льгот по налогам и социальным выплатам. В эту сумму можно также включить пособия по уходу за ребенком и пожилыми людьми, расходы на обучение, медицинскую страховку и т.п. И это только один из подходов, а их можно разработать десятки и сотни. И к слову, если перевести обсуждение в данную плоскость, вопрос изменения пенсионного возраста будет попросту не актуален.
Ознакомьтесь также с другими нашими статьями по теме Пенсионной реформы: «Пенсионная реформа: почему дальнейшие изменения неизбежны» и «Пенсионная реформа. Была ли историческая необходимость?».