Найти в Дзене
Справедливый Липецк

Ваши права нарушены: что делать?

Оглавление

В этой статье подробно опишу, что делать, если Ваши права нарушены: в сфере ЖКХ, в магазине, в больнице, в школе — где угодно! Логика здесь одна. Читаем внимательно, вдумчиво. Делаем, потом присылаем мне на проверку, я поправлю, если что-то не так.

Эта статья не касается уголовных или административных правонарушений!

Первое, что нужно сделать

1. Определите, кем нарушены Ваши права

Если Ваши права нарушены, то у них есть нарушитель. Часто этот момент упускают (наверное, только 1% обращений поступает от людей, которые об этом знают).

Пример: в Вашем подъезде не убираются. Не спешите писать в ГЖИ, губернатору или президенту. Здесь Ваше право нарушено управляющей организацией. Именно с ней у Вас должен быть заключен договор на оказание услуг по содержанию общего имущества в доме.

Другой пример: Вам отказывает врач в оказании медицинской помощи в больнице. Вы знаете, что отказ незаконен. Ваши права нарушены — Вы пишете жалобу главврачу. Обычно, кстати, в сфере медицины на этом проблемы заканчиваются.

2. Определите, частная это организация или государственная / муниципальная

В случае с частными организациями необходимо направить ПРЕТЕНЗИЮ в эту же организацию. Она будет обязана ответить на нее в общем случае в течение 10 дней (по Закону «О защите прав потребителей»). Есть ряд других случаев, например, в ЖКХ. Я уже размещал ранее статью со сроками ответов от УК, думаю, Вы ее без труда найдете.

Если Ваши права нарушила государственная организация или муниципальная, Вам следует писать ЖАЛОБУ на сотрудника этой организации ее руководителю. Так, если Ваше право нарушено, например, врачом поликлиники, Вы пишите главврачу. Если Ваше право нарушил главврач, то Вам нужно написать в приемную Минздрава.

Отметьте для себя еще раз разницу — ПРЕТЕНЗИЯ и ЖАЛОБА.

3. Пишем соответствующее обращение

ИМЕННО ПИШЕМ! ИНАЧЕ ВЫ НЕ ДОКАЖЕТЕ, О ЧЕМ РАЗГОВАРИВАЛИ И ЧТО ВАМ ОТВЕЧАЛИ. Если вопрос срочный, то звоним, узнаем, кто принял заявку, номер заявки, пишем дату и время. Идеально, если запишите разговор.

Всегда пишите обращения в таком количестве экземпляров, чтобы у Вас остался один завизированный. Например: Вы пишите в ГЖИ, администрацию и прокуратуру. Значит Вам нужно 4 экземпляра: один — в ГЖИ, один — в администрацию, один — в прокуратуру, один — себе и даете его каждой инстанции, чтобы они на нем оставили отметку о принятии. Да, так можно.
И еще: можно и заказным письмом, и через интернет-приемную. Я описываю то, как должно выглядеть обращение в идеале, чтобы у Вас был документ, подтверждающий вопрос, с которым Вы обращаетесь в ту или иную организацию. Тогда просто сохраните текст обращения для себя или юристов, которые с этим будут работать.

В шапке документа указываем:
—организацию и должностное лицо, которому адресовано обращение (пишите на руководителя — не ошибетесь);
— от кого (ФИО, адрес, телефон для связи);
— тип обращения в середине листа: заявление, претензия, жалоба;
— кратко описываем ситуацию (лично я делаю со ссылками на нормы права, но если не можете найти норму — не указывайте). При этом в описании не скатываемся в эмоции. Сухо. Факты. «Мои права были нарушены (кем) (когда) (почему)»;
— в
ПРЕТЕНЗИИ пишем:
«в связи с вышесказанным
ТРЕБУЮ:
1. Восстановить мои нарушенные права;
2. …
3. …
и т.д.»
В ЖАЛОБЕ — ПРОШУ вместо ТРЕБУЮ;
— если есть какие-то дополнительные факты (видео- аудиозапись на диске / флешке, ксерокопии документов, подтверждающих Вашу правоту и т.д.), подробно описываем:
«Приложения:
1. … на … листах
2. … на … листах
3. … 1 шт.»
— ставим подпись и дату;
— несем / отправляем в нужные организации.

4. Ждем ответ

При этом учитываем, что ответ от государственных / муниципальных органов в большинстве случаев — в течение 30 дней. Такие организации могут прислать Вам оповещение о продлении срока рассмотрения Вашего обращения еще на 30 дней.

Когда претензия / жалоба не сработала

Досудебное разбирательство

ВНИМАНИЕ: досудебное разбирательство не приостанавливает сроки исковой давности

Если первые обращения в течение установленного срока не дали результата — пишем в вышестоящие организации. Узнайте, кто является контролирующим органом у этой организации и пишите туда о том, что ответа на обращение не получили. Если получили, но он Вас не удовлетворил — также пишите в контролирующий орган с приложением уже имеющейся переписки.

Если контролирующий орган не ответил / Вы не удовлетворены его ответом — Вам в районную прокуратуру. Если она не ответила / ответила неудовлетворительно и Вы все еще уверены, что Ваши права нарушены — в областную прокуратуру. Областная прокуратура плохо себя ведет — в генпрокуратуру.

Генпрокуратура не реагирует — Ваша гражданская активность быстро привлечет внимание. Привлекайте внимание к Вашей проблеме самыми различными способами. СМИ, массовые мероприятия и т.д.

Да, да, да. Весь этот комок бумаг с каждой инстанцией накапливается и пересылается в другую — но у Вас в руках все аргументы, которые помогут убедить людей, что Вы все сделали как надо, но на Вас не реагируют.

Судебное разбирательство

Берете жалобы / претензии, отправленные Вами в те организации, которые нарушили Ваше право и прикладываете к исковому заявлению. Исковое заявление легко найти в интернете. Если сомневаетесь в чем-то — спросите меня. Дальше Ваше дело ссылаться на нужные нормы права и приводить доказательства того, что ответчик на самом деле виновен.

Если суд первой инстанции не удовлетворил иск, всегда есть апелляция и кассация.

Не получилось, но Вы видите, что Ваше законное право нарушено (а мы знаем, что наш суд — самый гуманный суд в мире)? Еще раз: Ваша гражданская активность быстро привлечет внимание. Привлекайте внимание к Вашей проблеме самыми различными способами. СМИ, массовые мероприятия и т.д.

Надеюсь, Ваши проблемы решатся быстро. Если есть вопросы — пишите. Я стараюсь отвечать максимально быстро.

А Вашей благодарностью за полезные материалы от меня будут новые подписчики. Приглашайте друзей и делитесь информацией. Успехов Вам!