Статья для интересующихся философией.
Личность и творчество Ивана Александровича Ильина (1883-1954) советским людям были фактически совершенно неизвестны. О нем не принято было упоминать. Так Советская власть хотела стереть с культурной памяти России все, что связано с этим человеком, изгнанным ею из страны в 1922 году на одном из знаменитых "философских пароходов". Возможно, он был одним из немногих на этом пароходе, кто действительно сильно ненавидел Советскую власть и готов был сражаться с нею всеми доступными способами.
Широкая общественность в СССР узнала о нем только в период перестройки. Тогда же на родине впервые стали издаваться его труды. Читая их, интеллигенты только ахали. В отличие от других выдающихся русских философов Серебряного века, которые все, как известно, были религиозными мыслителями, выйдя, так сказать, из шинели Владимира Соловьева, и в большинстве своем отличались интеллигентской мягкостью, Ильин поражал своей определенной, жесткой позицией.
Надо сказать, что при всем уважении к этому неординарному человеку, его взгляды мне не близки по многим пунктам.
Твердый характер философа отчетливо отразился на его внешности. Глядя на его сухощавое, волевое лицо, и не скажешь, что перед нами религиозный мыслитель. Скорее он похож на белогвардейского офицера в отставке. Впрочем, он и был теоретиком Белого движения в изгнании, одним из руководитей Русского общевоинского союза, созданного белым генералом бароном Врангелем. Этот союз занимался последовательной антисоветской деятельностью.
Но все-таки вернемся к его социальным и философским идеям. Что мне не близко в них?
Во-первых, относительно места России в мире он был, скорее, славянофилом и ратовал за особый русский путь. То, что любой народ (в том числе русский) уникален, это понятно. Но политика противопоставления себя другим, подчеркивание своего мессианства - это не тот путь, который приведет к расцвету страны в современном мире.
Во-вторых, крайне правые взгляды Ильина на политику кажутся мне слишком жесткими. По сути, они оправдывают авторитаризм. Недаром Ильин был последовательным монархистом.
Живя в Германии, философ видел зарождение и развитие там национал-социализма. Поначалу он даже сочувственно смотрел на это движение, посвятил ему несколько статей, называл его проявлением рыцарского начала. Но и критиковал за расизм и антицерковную борьбу. Когда нацисты пришли к власти, свободомыслящий философ был уволен из университета и вынужден эмигрировать еще раз - в Швейцарию.
В-третьих, являясь религиозным философом, Ильин широко рассуждал в терминах веры, любви, духовности, свободы, совести и т.п., однако тесно связывал эти понятия с идеей национализма и государственности. Одна из самых знаменитых его книг называется " О сопротивлении злу силою".
Здесь он однозначно выступает против основополагающей идеи христианства - всепрощения. Он интерпретирует призыв любить врагов своих как прощение личных врагов, но не тех, кто попирает божественное. И мечтает воплотить "древнее православное учение о мече".
Взгляды Ильина в современной России имеют достаточно много поклонников, особенно среди тех, кто придерживается авторитарных взглядов и имперского мировоззрения.
Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:
Медиа как продолжение человека: теория Г.М. Маклюэна
Что значит быть консерватором, хорошо это или плохо
Загляните на досуге в этот пост в другом блоге:
Удивительные фотографии Барбары Коул: эти девушки как будто написаны кистью художника