Это очень больная тема для многих родителей!
Я, как психолог, хотела бы сейчас дать пять простых рекомендаций, выполняя которые, вы улучшите свой процесс коммуникации с детьми и сделаете так, что ребенок вас будет слушать, понимать и делать то, что вы его просите.
1. Эмоции. Дело все в том, что, когда ребенок приходит в этот мир и все его существо нацелено на процесс выживания, он ориентирован на то, чтобы понять этот мир, в который он пришел. Он опасный или безопасный? В нем можно жить или от него надо спрятаться? То есть в этот момент у него начинает формироваться так называемое базисное доверие к людям, и если ребенок вокруг себя слышит какие-то голоса, звуки, которые содержат в себе негативные нотки эмоций, то он может как бы закрыться.
Если же ребенок начинает слышать позитивные эмоции, то тогда он принимает для себя решение, что мир безопасный и можно в нем находиться. Но, как только возникают негативные эмоции, у него начинает сразу срабатывать инстинкт самосохранения. Защитные инстинкты у разных детей бывают разные, у кого-то это может проявиться в форме плача, у кого-то в форме убегания, то есть ребенок берет и убегает от вас. Очень важно, чтобы ваши эмоции были спокойны, либо положительны, как только будет хоть какое-то малейшее раздражение и злость или негатив, то сразу будут включаться инстинкты защиты. А когда включаются такие инстинкты, ребенок просто вас не понимает - он должен защищаться по законам природы.
2. Количество слов. Когда ребенок рождается, в его мозгу происходят определенные этапы развития, прежде чем ребенок будет готов к восприятию больших потоков информации. А именно сейчас, когда он еще ребенок, он готов воспринимать только небольшие кусочки информации, а точнее, он может воспринимать в вашей речи только то количество слов, которое произносит сам.
Я сейчас говорю о том, что если вы читаете сказки, или просто разговариваете с ним о природе, вы можете употреблять сколько угодно слов. Я концентрирую внимание именно на то, чтобы он вас услышал, понял, и сделал то, что вы его просите. И именно в этом случае нужно употреблять ограниченное количество слов и этих слов должно быть столько, сколько сам ребенок употребляет в своих предложениях. Ну например, самое простое, если он обращается к вам с одним словом “пить”, “игрушка” или “мама” и протягивает ручки, значит и с просьбой, вы можете обращаться когда в вашем предложении будет одно или максимум два слова.А когда уже ребенок начинает использовать больше слов, значит и вы количество слов начинаете увеличивать. Это касается именно ваших просьб к ребенку.
3. Паузы. Мозг ребенка устроен так, что он одновременно вас слушать и понимать еще не в состоянии, он ориентирован на то, чтобы воспринять информацию, потом ему нужно доли секунды для того, чтобы ее обработать, но если вы при этом продолжаете говорить, то у него на обработку времени не остается, и естественно, в таких случаях, он не может до конца вас услышать и понять. Поэтому паузы очень сильно важны, и когда вы обращаетесь к ребенку, говорите сначала одно предложение, делайте небольшую паузу и говорите следующее предложение. Например, собирай вещи - идем гулять.
4. Зрительный контакт. Если ребенок на вас не смотрит, то скорее всего он находится где-то своих мечтах, чувствах, желаниях, фантазиях, где угодно, только не здесь и не сейчас. А если есть зрительный контакт, то тогда его внимание нацелено на вас, и следовательно на то, что вы собираетесь ему сказать. Еще лучше, если этот зрительный контакт на уровне с глазами ребенка. Для этого вам придется немножко опуститься, для того, чтобы посмотреть в его глаза.
5. Самый важный пункт, но который мы очень часто забываем делать. Это положительное подкрепление, когда ребенок вас услышал, понял и сделал то, что вы попросили, пожалуйста, обязательно похвалите. Даже нам взрослым очень приятны слова благодарности, а ребенку тем более. Ведь он не обязан вам подчиняться просто так, но если вы ему говорите за это: “молодец, здорово, ты хороший мальчик или хорошая девочка”, то тогда он будет более добр, более доброжелательно настроен на то, чтобы выполнять то, что вы его просите и в будущем.
Итак, всего 5 пунктов:
- Ваша просьба в доброжелательном спокойном тоне.
- Просьба короткая, используем количество слов, которое использует ребенок.
- Выдерживайте паузы, ведь дети иногда не успевают слушать и понимать
- Зрительный контакт, желательно на уровне глаз ребенка
- Положительное подкрепление (похвала), и это самый важный пункт.
- Запомните их, используйте их, и удачи в воспитании детей!