Трижды администрация района объявляла конкурс на строительство школы и трижды никто на аукцион не заявился.
По планам новая школа на 950 мест в микрорайоне «Мстинский» должна быть сдана 1 декабря 2020 года. Сумма контракта внушительная – 814,9 млн рублей. Однако ни одна строительная компания тендером не заинтересовалась. Почему?
Этот вопрос мы адресовали Заслуженному строителю РФ, генеральному директору УМ-282 Михаилу Семёнову. Почему его организация не принимает участие в аукционе? Неужели фирме не нужны ни работа, ни деньги?
Заслуженный строитель к разговору подготовился основательно. Перед ним лежала толстая стопка бумаг, в том числе контракт, который предлагает заключить предполагаемому подрядчику заказчик.
Михаил СЕМЁНОВ:
– Вопросов возникает много. Начать стоит с того, что школу располагают в экологически неудачном месте. Рядом мебельная фабрика, комбинат огнеупоров, завод «Мстатор». Для детей к школе подход только с одной стороны, что тоже нехорошо.
Выбор места строительства крайне неудачен. Я знаю, какие там залегают грунты. В советское время пришлось поработать. Трест № 51 строил насосную станцию в том районе, мы на субподряде сети прокладывали. Грунт там очень насыщен водой, замучались работать.
В проекте школы момент, что грунт очень слабый, учтён. Предполагается школу ставить на сваях. Но – на каких? По разговорам сваи должны быть 10-12 метров. Фирмы, которые могут забивать сваи такой длины в стране по пальцам можно сосчитать. Какую они запросят плату? Сможет ли генподрядчик уложиться в проектную смету?
Но главное даже не это. Изначально мне, как строителю ясно, что возникнут непредвиденные работы, будет удорожание строительства. Но контракт составлен таким образом, что почти вся ответственность ложится на подрядчика.
Место, на котором будет строиться школа, – это свалка. Когда мы работали на субподряде у Треста № 51 на строительстве канализационной насосной станции, то видели, как на это поле приезжали самосвалы и выгружали мусор. Нелегально возили, но факт остаётся фактом. Нетрудно предположить, что при строительстве школы весь спрятанный мусор «всплывет». Убрать его – это дополнительные затраты, которые наверняка не учтены.
«Едем» дальше. Из контракта: «Подрядчик обязан в течение 14 календарных дней выполнить входной контроль качества проектной рабочей документации». Год-полтора десятки проектировщиков готовили проект, делали расчёты. А подрядчик за 14 дней должен весь массив расчётов и чертежей перепроверить? Контракт составлен так, что если проектировщики ошиблись в чём-то, а подрядчик не увидел эту ошибку и не указал на её наличие, то в будущем согласовать изменения очень сложно и убытки лягут на подрядчика.
Муниципальный контракт 814 млн. рублей, хотя в Думе обсуждался вопрос, что с учётом свай сумма контракта должна быть около 900 млн рублей. Сумма эта задним числом вылезет и ляжет на подрядчика. Никто работать себе в убыток не будет. Пример, строительство Центра культурного развития на пл. 1 Мая, когда всплывали такие непредвиденные затраты. Возникал конфликт между подрядчиком и заказчиком. Строители бросали объект.
Ещё момент. Читаю контракт: «Подрядчик обязан выполнить работы в соответствии с требованиями энергетической эффективности, установленной действующим законодательством». Подрядчик должен строить согласно проекту, а работы в соответствии с требованиями энергетической эффективности должен предусмотреть проектировщик. Получается, что администрация перекладывает ответственность за проект, в котором возможны ошибки, на подрядчика.
Дальше. Что такое забить сваи? Это шум, грохот, вибрация, превышение всех нормативов по этим показателям. Читаем контракт: «При проведении работ по строительству запрещается применять в производстве работ оборудование и инструменты, вызывающие превышение нормативно-допустимых норм шума и вибрации».
То есть, проект предусматривает забивку свай, но тут же, фактически запрещают работать этому оборудованию. Два взаимоисключающих пункта, и как прикажете их выполнить?
Мало того, можно предугадать недовольство людей, которые живут рядом, начнут писать жалобы и будут правы. А подрядчик будет платить штрафы – ему контрактом запрещено работать таким оборудованием. Не исключено, что вибрация при забивке свай повлияет на ближайшие здания. Если пойдут трещины в домах, кто будет отвечать? Подрядчик
Контракт составлен таким образом, что почти везде виноват подрядчик. Кому интересно работать в таких условиях?
Моё мнение – в срок школу не построят. Если сделают школу к 2025 году, то главе района можно будет орден дать. А вообще надо было предусмотреть запасную площадку, возможно, разбить контракт на этапы. Наша организация могла бы поучаствовать в строительстве, но только без свай, на нормальном участке. Для нас бы не составило труда в разумные сроки и за соответствующую оплату заложить ленточный фундамент под школу, и проект был бы дешевле.
Могли бы участвовать в стройке и другие предприятия города. Например, ЖБИ выпускает весь ассортимент материалов под ленточные фундаменты. Деньги за эти работы остались бы в городе, а не уплыли в иногородние организации.
Полагаю, что на такие условия и с такими сроками строительства может откликнуться только фирма – «Рога и копыта».
От редакции:
На строительство школы выделяются средства из федерального и областного бюджетов. Строительство запланировано в рамках государственной программы Новгородской области «Содействие созданию в Новгородской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016-2025 годы».