Когда старшая дочь пошла в 1987 году в школу, то мое участие в ее домашних заданиях было символическим. Мне предлагалось лишь оценивать ее прогресс в написании буквы «Н» или подтвердить, что она правильно сложила яблоки и груши. Устные предметы, даже стихи наизусть она учила без меня. И нам обеим в голову не приходило, что может быть как-то иначе! Единственный раз, когда я была вовлечена в ее домашку, был случай с рассказом «Барсучий нос» (кажется, так), когда дочка пыталась выучить его наизусть вместо того, чтобы просто пересказать. Она так плакала, что пришлось ее утешать, звонить учительнице и уточнять, что же все-таки надо - пересказ или отрывок наизусть?
В прошлом году старшая внучка пошла в школу, и, похоже, что старшая дочка - тоже. И если в первом классе был легкий разгон (официально же уроков первоклассникам не задают, ага), то во втором начался настоящий марафон не только простых уроков, но и докладов, презентаций, бог знает, чего еще…
Дочь знает все домашние задания, которые заданы внучке, все проекты на месяц вперед, суетится, чтобы поехать в дендрарий за красивыми листочками для поделок, объяснит, как решить "нерешаемую" задачу и как лучше написать петельку у буквы «д». Сначала я думала, что у дочери синдром отличницы, что своего ребенка она воспринимает как качественно выполненную работу. Но нет, я ошибалась. В классе, в котором учится внучка, все мамы такие! Вечерами телефон дочери просто разрывается от писка, особенно, когда падает электронный дневник, - родители спрашивают друг у друга в чате, что задано их детям! Телефон внучки, как ни странно, молчит, одноклассники всем этим не интересуются... Моя дочь подсказывает другим мамам, тетрадки в какую линовку формируют каллиграфические навыки и какие видеоуроки надо посмотреть, чтобы лучше понимать окружающий мир, а также по какому учебнику лучше заниматься, если хотите «подтянуть» математику…
Простите, но почему всем этим занимается моя дочь? Она не классный руководитель внучкиного класса, она вообще не педагог! И да - у нее есть своя работа. Почему вместо отдыха вечером моя дочь разруливает школьные дела? Что случилось с той школой, в которой училась она сама, в которой мне не нужно было учиться вместе с ней???
«Потому что все так делают, мама, - ответила мне дочь. - В первом классе мы обязаны помогать ребенку во всем, так говорят учителя. Да и во втором, и в третьем, и в четвертом - программа ведь усложняется. А если твой ребенок не усваивает, с ним отдельно в школе заниматься не будут, нанимайте репетитора, говорят нам учителя. Да и вообще, стыдно не помогать ребенку с учебой, когда все родители другим помогают, а ты - нет. Что ты за мать такая после этого…»
То ли это был укор за то, что я не крутилась на орбите ее учебы, то ли грустная шутка о современной школе, я не решилась уточнить. Но вопросы остались…
Класс моей внучки не единственный, в котором учитель намекает, что у каждого ребенка должен быть круглосуточно доступный, желательно неработающий взрослый, чтобы объяснять все то, что непонятно объяснили на уроке. Дети моих подруг-старушек тоже плотно вовлечены в учебный процесс своих отпрысков, причем неважно в каком они классе - первом или седьмом… Школа ждет, что родители станут помощниками учителям, ждет настойчиво и даже нервно. «Программа сложная, материал сложный, без помощи не справится, ФГОС почитайте, методичку полистайте, без репетитора не справитесь, ВПР не напишите, ОГЭ не сдадите, ЕГЭ завалите…».
Родители, напуганные всеми этими непонятными аббревиатурами и перспективами нищей жизни детей («будет плохо учиться - в дворники пойдет!»), не жалея себя бросаются на помощь там, где сами неспециалисты. Кто-то и может объяснить разницу между обстоятельством и определением или синусом и косинусом, а кто-то и нет. И таких большинство… Большинство, забывших школьную программу как страшный сон. И вынужденных переживать ее снова. Они нервничают, не высыпаются, потому что после работы по ночам делают поделки и пишут доклады (а они чуть ли не по каждому предмету всегда нужны завтра), вникают в новые для себя темы, срываются на детей… Ах да, кроме собственно учебы есть и неучебная школьная жизнь, от участия в которой родители не должны отказываться.
Однажды я пошла на родительское собрание вместо дочери. У меня было время, у нее - нет. Собственно полезной информации там было 5%: кому сколько и на что сдать денег, как пользоваться новой системой оплаты за питание, в каком кабинете теперь пункт обмена жилетками. Ради этого ходить на собрания, кстати, в 21 веке не обязательно. Но остальные 95% времени ушло на то, что учитель отчитывала бедных родителей за то, что дети неправильное количество клеточек отсчитывают от конца классной работы до домашней работы, что почерк у них плохой («Вот смотрите, каким должно быть нижнее соединение букв, через верх не надо соединять! Запоминайте и пишите с ребенком!»), что скорость чтения ужасная («сидите рядом - заставляйте читать вслух разные тексты»), что мало знают загадок, не отличают пословицы от поговорок («учите больше пословиц, загадок и поговорок»), что не рассказывают правила слово в слово, как в учебнике! Потом родители по одиночке, выстроившись в очередь, подходили к учительнице и получали персональную порцию упреков…
Моя дочь не ходит на родительские собрания, я хожу вместо нее, а ей рассказываю только те 5%, ради которых тоже можно не ходить, но я хожу. Потому что дочка волнуется, что если не приходить на родительские собрания совсем, у семьи будет плохая репутация. Школа превратилась в орган, который больше следит за родителями, чем за детьми!
Как-то по телевидению была передача на эту острую тему домашних уроков, гости студии спрашивали, как перестать делать уроки с детьми. И психолог сказала, что надо просто хорошо мотивировать детей, чтобы они стали самостоятельно делать домашнюю работу. Потихоньку, полегоньку, например, «сделаешь уроки в течение часа - пойдем в кино/в кафе», «сделаешь - погуляешь», «сделаешь хорошо и быстро - получишь 100 рублей»… Как все просто у этих психологов!
Наверное, это был какой-то игрушечный, подставной психолог, как обычно бывает на телевидении. Но после передачи я все же позвонила своей старой подруге, в прошлом заслуженному педагогу, учительнице начальных классов, и спросила: «Маш, а родители твоих учеников тоже должны были делать уроки вместе с детьми?». Маша (а в прошлом классическая МарьИванна) с порога поняла всю боль и, немного помолчав, ответила: «Аня, а зачем? Школа это работа детей. Я ученикам говорила постоянно: вот ваши родители идут утром на работу и делают ее хорошо, потому что от этого зависит жизнь нашего города и даже страны. Вы можете смело гордиться ими! И вы утром идете в школу, считайте ее вашей работой, учитесь хорошо, делайте все уроки, чтобы и родители могли гордиться вами… А если родители будут помогать или, не дай бог, делать работу за ребенка, как я пойму, в чем он справляется сам, а в чем нет? Это же моя работа - учить учиться. Как я пойму, хорошо ли я справляюсь со своей работой? Это пятерка ученику и мне или его маме? Дети должны делать уроки, просто напоминайте им об этом - максимум, который я просила от родителей».
Моя дочь не хочет пока слушать о том, чтобы «уходить» от домашних уроков своего ребенка. «Ты что, мама! Она не справится без меня, ты не представляешь, какие программы, какие задания, какие требования, школа сейчас другая!».
С этим я согласна. Школа точно другая. Правда, мне больше хочется сказать «дурная», потому что уже сама не понимает, кого учит - детей или их родителей…
- Анна Алексеева