Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

РОДИТЕЛИ (НЕ)ОБЯЗАНЫ ДЕЛАТЬ ДОМАШКУ С РЕБЕНКОМ?

Когда старшая дочь пошла в 1987 году в школу, то мое участие в ее домашних заданиях было символическим. Мне предлагалось лишь оценивать ее прогресс в написании буквы «Н» или подтвердить, что она правильно сложила яблоки и груши. Устные предметы, даже стихи наизусть она учила без меня. И нам обеим в голову не приходило, что может быть как-то иначе! Единственный раз, когда я была вовлечена в ее домашку, был случай с рассказом «Барсучий нос» (кажется, так), когда дочка пыталась выучить его наизусть вместо того, чтобы просто пересказать. Она так плакала, что пришлось ее утешать, звонить учительнице и уточнять, что же все-таки надо - пересказ или отрывок наизусть?

В прошлом году старшая внучка пошла в школу, и, похоже, что старшая дочка - тоже. И если в первом классе был легкий разгон (официально же уроков первоклассникам не задают, ага), то во втором начался настоящий марафон не только простых уроков, но и докладов, презентаций, бог знает, чего еще…

Дочь знает все домашние задания, которые заданы внучке, все проекты на месяц вперед, суетится, чтобы поехать в дендрарий за красивыми листочками для поделок, объяснит, как решить "нерешаемую" задачу и как лучше написать петельку у буквы «д». Сначала я думала, что у дочери синдром отличницы, что своего ребенка она воспринимает как качественно выполненную работу. Но нет, я ошибалась. В классе, в котором учится внучка, все мамы такие! Вечерами телефон дочери просто разрывается от писка, особенно, когда падает электронный дневник, - родители спрашивают друг у друга в чате, что задано их детям! Телефон внучки, как ни странно, молчит, одноклассники всем этим не интересуются... Моя дочь подсказывает другим мамам, тетрадки в какую линовку формируют каллиграфические навыки и какие видеоуроки надо посмотреть, чтобы лучше понимать окружающий мир, а также по какому учебнику лучше заниматься, если хотите «подтянуть» математику… 

Простите, но почему всем этим занимается моя дочь? Она не классный руководитель внучкиного класса, она вообще не педагог! И да - у нее есть своя работа. Почему вместо отдыха вечером моя дочь разруливает школьные дела? Что случилось с той школой, в которой училась она сама, в которой мне не нужно было учиться вместе с ней???

«Потому что все так делают, мама, - ответила мне дочь. - В первом классе мы обязаны помогать ребенку во всем, так говорят учителя. Да и во втором, и в третьем, и в четвертом - программа ведь усложняется. А если твой ребенок не усваивает, с ним отдельно в школе заниматься не будут, нанимайте репетитора, говорят нам учителя. Да и вообще, стыдно не помогать ребенку с учебой, когда все родители другим помогают, а ты - нет. Что ты за мать такая после этого…»

То ли это был укор за то, что я не крутилась на орбите ее учебы, то ли грустная шутка о современной школе, я не решилась уточнить. Но вопросы остались… 

Класс моей внучки не единственный, в котором учитель намекает, что у каждого ребенка должен быть круглосуточно доступный, желательно неработающий взрослый, чтобы объяснять все то, что непонятно объяснили на уроке. Дети моих подруг-старушек тоже плотно вовлечены в учебный процесс своих отпрысков, причем неважно в каком они классе - первом или седьмом… Школа ждет, что родители станут помощниками учителям, ждет настойчиво и даже нервно. «Программа сложная, материал сложный, без помощи не справится, ФГОС почитайте, методичку полистайте, без репетитора не справитесь, ВПР не напишите, ОГЭ не сдадите, ЕГЭ завалите…».

-2

Родители, напуганные всеми этими непонятными аббревиатурами и перспективами нищей жизни детей («будет плохо учиться - в дворники пойдет!»), не жалея себя бросаются на помощь там, где сами неспециалисты. Кто-то и может объяснить разницу между обстоятельством и определением или синусом и косинусом, а кто-то и нет. И таких большинство… Большинство, забывших школьную программу как страшный сон. И вынужденных переживать ее снова. Они нервничают, не высыпаются, потому что после работы по ночам делают поделки и пишут доклады (а они чуть ли не по каждому предмету всегда нужны завтра), вникают в новые для себя темы, срываются на детей… Ах да, кроме собственно учебы есть и неучебная школьная жизнь, от участия в которой родители не должны отказываться.

Однажды я пошла на родительское собрание вместо дочери. У меня было время, у нее - нет. Собственно полезной информации там было 5%: кому сколько и на что сдать денег, как пользоваться новой системой оплаты за питание, в каком кабинете теперь пункт обмена жилетками. Ради этого ходить на собрания, кстати, в 21 веке не обязательно. Но остальные 95% времени ушло на то, что учитель отчитывала бедных родителей за то, что дети неправильное количество клеточек отсчитывают от конца классной работы до домашней работы, что почерк у них плохой («Вот смотрите, каким должно быть нижнее соединение букв, через верх не надо соединять! Запоминайте и пишите с ребенком!»), что скорость чтения ужасная («сидите рядом - заставляйте читать вслух разные тексты»), что мало знают загадок, не отличают пословицы от поговорок («учите больше пословиц, загадок и поговорок»), что не рассказывают правила слово в слово, как в учебнике! Потом родители по одиночке, выстроившись в очередь, подходили к учительнице и получали персональную порцию упреков…

Моя дочь не ходит на родительские собрания, я хожу вместо нее, а ей рассказываю только те 5%, ради которых тоже можно не ходить, но я хожу. Потому что дочка волнуется, что если не приходить на родительские собрания совсем, у семьи будет плохая репутация. Школа превратилась в орган, который больше следит за родителями, чем за детьми!

Как-то по телевидению была передача на эту острую тему домашних уроков, гости студии спрашивали, как перестать делать уроки с детьми. И психолог сказала, что надо просто хорошо мотивировать детей, чтобы они стали самостоятельно делать домашнюю работу. Потихоньку, полегоньку, например, «сделаешь уроки в течение часа - пойдем в кино/в кафе», «сделаешь - погуляешь», «сделаешь хорошо и быстро - получишь 100 рублей»… Как все просто у этих психологов!

Наверное, это был какой-то игрушечный, подставной психолог, как обычно бывает на телевидении. Но после передачи я все же позвонила своей старой подруге, в прошлом заслуженному педагогу, учительнице начальных классов, и спросила: «Маш, а родители твоих учеников тоже должны были делать уроки вместе с детьми?». Маша (а в прошлом классическая МарьИванна) с порога поняла всю боль и, немного помолчав, ответила: «Аня, а зачем? Школа это работа детей. Я ученикам говорила постоянно: вот ваши родители идут утром на работу и делают ее хорошо, потому что от этого зависит жизнь нашего города и даже страны. Вы можете смело гордиться ими! И вы утром идете в школу, считайте ее вашей работой, учитесь хорошо, делайте все уроки, чтобы и родители могли гордиться вами… А если родители будут помогать или, не дай бог, делать работу за ребенка, как я пойму, в чем он справляется сам, а в чем нет? Это же моя работа - учить учиться. Как я пойму, хорошо ли я справляюсь со своей работой? Это пятерка ученику и мне или его маме? Дети должны делать уроки, просто напоминайте им об этом - максимум, который я просила от родителей». 

Моя дочь не хочет пока слушать о том, чтобы «уходить» от домашних уроков своего ребенка. «Ты что, мама! Она не справится без меня, ты не представляешь, какие программы, какие задания, какие требования, школа сейчас другая!».   

С этим я согласна. Школа точно другая. Правда, мне больше хочется сказать «дурная», потому что уже сама не понимает, кого учит - детей или их родителей… 

- Анна Алексеева