Тема о басистах (или бас-гитаристах, если для кого-то важна терминология) очень популярная и вызывает множество споров и жаркие дискуссии. Однако есть ряд музыкантов, роль которых в истории тяжелой музыки трудно переоценить. Это ни в коем случае не рейтинг басистов в соответствии их техническим мастерством или изобретательностью, это просто размышления об интересных музыкантах и их вкладе в тяжелую музыку.
И начать хочется, конечно же, с Клиффа Бёртона.
Без него и Metallica была бы совсем другой группой, а может быть и совсем бы затерялась после "Kill'Em All". Его творческий вклад невозможно переоценить, и не зря Ларс с Джеймсом гонялись за ним, и согласились на все его условия, ради того, чтобы он стал частью их группы. Во многом благодаря Клиффу альбом "Ride the Lightning" получился таким фантастическим, а "Master of Puppets" стал культовым и обрек группу на бессмертие.
Но у судьбы были свои планы, и трагическая автокатастрофа оборвала жизнь талантливого музыканта на самом пике его карьеры.
Спустя некоторое время его место занял другой отличный басист - Джейсон Ньюстед, однако вместо него в группе Metallica мог оказаться другой, очень неординарный и талантливый бас-гитарист - Лес Клейпул, но, по выражению Джеймса Хэтфилда, он оказался слишком хорош. Сложно представить, какую музыку играла бы Metallica вместе с Клейпулом в составе. Но это и не нужно делать, так как у него была своя замечательная группа с оригинальным названием Primus и с таким же оригинальным звучанием. За время своего участия в группе Primus музыкант стал одним из самых уважаемых и эксцентричных бас-гитаристов мира. Играя так называемый треш-фанк, Лес Клэйпул раздвинул границы использования баса в метал-музыке. Он обладает специфической слеп-техникой, благодаря которой ему удаётся исполнять сверхскоростные и, в то же время, мелодичные бас-секции.
И не случайно журнал "Rolling Stone" отдал ему пятую позицию в списке величайших бас-гитаристов. Мастерство Клейпула вдохновляет не только критиков и журналистов, но и коллег музыкантов. Так например, группа Slayer пригласила группу Primus для участия в прощальном туре по Северной Америке.
И вот, от Metallica, через Primus, дошли до Slayer и бас-гитариста этой культовой группы - Тома Арайа. Назвать его выдающимся или феноменальным басистом, думаю ни у кого язык не повернётся, но все эти рассуждения - пыль, так как невозможно представить группу Slayer без этого харизматичного и яркого музыканта.
Возможно, в другой группе он и раскрылся бы ярче в качестве басиста, но это всё из разряда предположений. Вся карьера Тома - это Slayer, а это значит гитара Ханнемана, запилы Кинга и адские барабаны, желательно от Ломбардо, ну и конечно голос Арайа и уже потом его бас. (Как-то выпадает Том Арайа из концепции статьи, но пройти мимо него я не смог).
Если вспомнить другие известные имена бас-гитаристов, то список будет близок к бесконечности. Среди первых, кого обычно вспоминаешь при слове басист, всплывают в голове славные имена Лемми Килмистера, Стива Харриса, Джоуи ДиМайо, Алекса Уэбстера, Маркуса Гросскопфа, Фли и это только короткий список по-настоящему великих бас-гитаристов, причем в основном музыканты из мира метал-музыки. А если углубиться и оглянуться по сторонам, то список расширится такими легендами как Жако Пасториус, Гедди Ли, Джон Энтвисл, Джон Пол Джонс...