Если вы смотрели сериал «Великолепный век» и его продолжение под названием «Империя Кёсем», или просто интересуетесь историей Османской империи, то наверняка слышали про так называемый закон Фатиха. Он допускал братоубийство в правящей династии османов с государственной целью.
Если новоиспеченный султан считал, что кто-то из его братьев (или даже они все) представляет угрозу для его единоличной власти, то он мог взять фетву (разрешение) на казнь у шейх-уль-ислама и избавиться от этой «проблемы». И так продолжалось не один век. Пока на трон не вступил Ахмед I.
Как султан Ахмед брата пощадил
Ахмед, на момент вступления на престол, был совсем мальчиком, 13 лет отроду. И у него, естественно, к тому времени еще не было сыновей. Зато был единственный младший брат — Мустафа. Сын от другой наложницы его отца — Халиме-султан.
Вопреки традициям, младший брат Ахмеда, Мустафа, был оставлен в живых, но не из личных моральных убеждений нового правителя (как нам показали в сериале «Империя Кёсем»), а поскольку султан не имел наследников. То есть существовала угроза прерывания рода.
В случае смерти султана, вся власть могла перейти в руки другому дому, дому Гиреев, который был родственным османам. Сам же Ахмед еще не прошел процедуру обрезания и не имел даже собственных наложниц, потому ожидать потомства в ближайшее время не приходилось. Было решено оставить младшего Мустафу, как залог того, что род османов все же не будет прерван даже в случае смерти повелителя.
Зачем придумали кафес?
Решено было создать специальное помещение (кафес) для содержания младшего шехзаде, чтобы власти султана ничего не угрожало. Если шехзаде не может выйти из заточения и ни с кем не общается, значит, не сможет найти единомышленников и организовать бунт.
Задумка была не плохой с точки зрения сохранения жизни шехзаде, но не идеальна. А потому заложников кафеса все же периодически «вытаскивали» янычары, если считали, что этот правитель обеспечит им более богатую и вольную жизнь, чем действующий султан. Или если их подкупали. Случалось и такое.
Таким образом шехзаде Мустафу и вытащили из кафеса, где он прожил много-много лет. Но хорошего ничего из него не вышло, у шехзаде, вероятно из-за длительного отсутствия общения с людьми, развилось слабоумие.
Жизнь в кафесе
Кафес размещался на территории Топкапы, недалеко от гарема. Это был большой дом с двенадцатью комнатами, где и селили шехзаде. Тут был и небольшой двор для прогулок. Если в кафесе жили несколько наследников, то иногда им разрешали устраивать спортивные состязания или смотреть театральные постановки.
В «золотую клетку» помещались шехзаде в 8-летнем возрасте, до этого времени они находились на попечении матерей и жили вместе с ними в гареме.
Кафес был обставлен примерно так же, как и обычные комнаты для наследников. Исследователи отмечают, что в заключении мужчины жили в небывалой роскоши, а дорогие персидские ковры до сих пор хранятся в этих апартаментах, которые не используются больше века.
Некоторые из узников оставались здесь до смерти, другие же имели возможность освободиться лишь тогда, когда прежний правитель умирал, а власть переходила к ним по наследству.
Известно, что матери могли навещать шехзаде лишь по разрешению султана. И случалось это редко. Слугами для узника были глухонемые рабы, потому единственными, с кем могли поговорить шехзаде, оставались их учителя.
Из-за ограниченности в передвижении, постоянного, многолетнего страха смерти (в любой момент султан мог дать приказ о казни брата), отсутствия общения, шехзаде и сходили с ума. Жизнь в кафесе, по мнению многих из них, была куда более страшным испытанием, чем тот злосчастный закон Фатиха.
А ведь в кафес могли попасть и уже взрослые мужчины - сыновья умершего или свергнутого султана. Такой судьбы боялись все османские наследники. Вся их жизнь переворачивалась. Они оказывались в «золотой клетке».
Чем занимались заточённые шехзаде
В раннем возрасте их обучали так же, как и остальных шехзаде, к примеру, сыновей действующего султана. Но они не имели права выходить за пределы кафеса, жениться и иметь детей.
Несмотря на то, что узники имели возможность гулять по павильону, специально сделанному для них, не нуждались в чем-либо материальном, многие из них сходили с ума.
После длительной изоляции некоторые шехзаде все же становились султанами. Но одни имели проблемы с психикой, другие отличались жестокостью, кровожадностью, а были и такие, которые старались оградить себя от новых обязанностей и полностью предавались утехам, как в случае с Ибрагимом I. А кто-то, напротив, ненавидел женщин, как султан Осман III.
Если вам интересна история Османской империи и «Великолепный век» - ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи!