В Управление Министерства юстиции РФ по Республике Татарстан я обратился в связи с фактическим прекращением общественной организации - правозащитный центр «Андурский и партнёры», создавшей одноимённый правозащитный центр.
Вследствие этого названный центр, ранее представлявший общественное учреждение, утратил свой первоначальный статус. См. https://zen.yandex.ru/media/id/5d7c906079c26e00ae521ed6/dopustimo-li-to-chto-ne-zapresceno-5d8e4d36b5e99200b172d8a9).
Можно сказать, что состоялась «травматическая» приватизация этого общественного учреждения, что заслуживает соответствующего обсуждения.
Это обсуждение запланировано на среду 16.10.2019 г. Пройдёт оно в Доме социально-ориентированных НКО Общественной палаты Республики Татарстан.
А вот как на мой запрос касательно сложившейся организационно-правовой формы правозащитного центра ответило Управление МЮ РФ.
Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (п. 1 ст. 123.4 ГК РФ).
Согласно ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихсядля реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.
Федеральный закон № 82-ФЗ предусматривает возможность создания общественного объединения в форме общественного учреждения (ст. 11); однако действующая редакция ГК РФ такой организационно-правовой формы не содержит.
Комментарий №1
Управление МЮ РФ, по-видимому, не понимает разницу между организацией, в основе которой лежит договор её членов, и учреждением, деятельность которого регламентирует его устав.
Управление ссылается на п. 4 ст. 123.4. ГК РФ. Согласно этой норме общественная организация по решению ее членов может быть преобразована только в ассоциацию (союз), автономную НКО или фонд.
Комментарий №2
Управление не может или, как вариант, не желает понять, что правозащитный центр не особенно зависит от своего учредителя и что он способен действовать даже притом, что его учредитель полностью прекратит своё существование.
Ссылаясь на соответствующее Положение (утверждено приказом Минюста РФ от 3 марта 2014 г. N26), Управление сообщает, что установление статуса правозащитного центра в его полномочия не входит.
Ну, что же, в таком случае мне – последнему из «могикан» придётся этот статус устанавливать в судебном порядке. Естественно, с привлечением Управления МЮ РФ по РТ. Надеюсь, что заявлять спор о праве оно не станет.