Перед нами, взрослыми, стоит очень главная задача – вырастить из наших детей патриотов свой страны. Главной составляющей в образовательном процессе в детских дошкольных и средних учреждений образования в воспитании подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма является формирование гражданина- патриота, человека, сознающего свою ответственность, свой долг перед Родиной.
В первую очередь нужно начинать воспитывать детей в духе патриотизма в семье, где родители своим примером показывают свою любовь к Родине, чувство привязанности к ее традициям, истории. Почему в семье? Потому что воспитывать детей нужно с раннего возраста, а ребенок еще не посещает учреждение дошкольного образования, находится все время с мамой, а пример взрослых, особенно близких людей в этом возрасте имеет очень большое значение. Когда ребенок подрастет, он начнет ходить в детский сад, затем в школу и иное учреждение образования, получая профессию. В этих учреждениях образования с ним будут проводить воспитательную работу по привитию патриотических чувств.
Содержательную основу учебной и воспитательной работы среди дошкольников, школьников и учащейся молодежи составляет воспитание гордости за свою страну, уважение к государственной символике, к истории, традициям.
Помогает подрастающему поколению усвоить ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности. Основным принципом организации учебной и воспитательной работы является внедрение разнообразных форм и методов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
В нашей стране проводится ряд воспитательных мероприятий по воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения на примере трудовых и героических подвигов наших дедов и прадедов, которые во время войны приносили себя в жертву, лишь бы враг не смог завоевать нашу Родину. Был проведен социологический опрос "Молодежь Беларуси: ценности, мотивации, перспективы". По итогам которого выявлено, что 87% респондентов ответили за сохранение и укрепление белорусской государственности ,79%, - за уважение к флагу, гербу и гимну нашей страны, 73% опрошенных выступили за необходимость труда на благополучие своей родной страны.
Формировать патриотизм у подрастающего поколения нельзя без сохранения национальной культуры, родного языка, знаний истории своей родной страны. Молодежь отмечает, что для них очень важно развитие белорусской культура (84,7%), знание истории Беларуси (81,9%) и белорусского языка (70,9%).
Огромные воспитательные возможности заложены непосредственно в учебной деятельности, так как каждая отдельно взятая дисциплина оказывает влияние не формирование мировоззрения учащегося, его идейно- нравственные и гражданско- патриотические качества. Это учитывается при создании новых учебных программ, учебников и пособий, воспитательный потенциал которых значительно усилен.
Основным содержанием воспитательной работы является создание и развитие целостной системы учреждения, объединяющей на основе смысла и цели воспитания все виды деятельности в образовательном учреждении.
Учреждения среднего образования в течение многих лет работают над созданием открытой воспитательной системы. Основными составляющими компонентами воспитательной работы являются программы:
- «Здоровье»,
- «Школа и семья»,
-« Учимся и учим культуре мира»,
-« Подросток и закон»,
- Одаренные дети»,
- «Я- гражданин».
Для осуществления поставленных задач на каждый учебный год разрабатывается цикл мероприятий, которая дает возможность спланировать работу всех звеньев воспитательного процесса, соотнести проводимые мероприятия с юбилейными и годичными датами, учесть интересы всех субъектов воспитания.
В результате анализа воспитательной работы в учреждениях образования приоритетным направлением деятельности стало гражданско- патриотическое воспитание. Выбору направлений способствовали следующие условия, в которых находятся учреждения образования:
- государственная политика в области идеологии;
- возобновление деятельности общественных организаций БРСМ и БРПО;
- создание лицейских классов при Академии МВД.
Для того, чтобы лучше ориентироваться при дальнейшем планировании гражданско- патриотического воспитания, прогнозирования возможных результатов проводятся мониторинг по определению уровня национального самопознания и уровня гражданственности.
При детальном анализе ответов учащихся выяснилось, что ребята считают самым важным воспитание чувства любви к Родине, к Беларуси, уважительное отношение к государственным символам, чувство дружбы и сотрудничества между народами. В результате анализа уровня национального самопознания было принято решение об углублении и расширении программы «Я- гражданин».
В результате проделанной работы в учреждениях образования мы сможем вырастить патриотов своей страны, которые будут знать и уважать символику своей Республики, будут уважать и чтить традиции белорусского народа, уважительно относиться к старшему поколению и смогут в трудную минуту стать на защиту своей Родины.