Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Как делают дорожный каток?

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/23/19/49/pave-2674054__340.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/08/23/19/49/pave-2674054__340.jpg

Мы принимаем дороги как должное. Они являются артериями цивилизации. А машины, которые их делают - катки. Эти тяжеловесы придают дорогам нужную форму. Но построить каток - непростая задача. Как же делаются эти 12 тонные трамбовочные машины?

Первый шаг - это строительство самой главной детали - вала шириной 230 сантиметров. На фабрике процесс начинается со стального листа 4,8 метров длиной. Он должен превратиться в цилиндр. С начала загружают пластину в скручивающую машину. Когда лист проходит между гигантскими роликами на него воздействует сила в 700 тонн. Чтобы согнуть металл толщиной в 35 миллиметров этого достаточно.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/05/11/46/tube-bender-2819136__340.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/10/05/11/46/tube-bender-2819136__340.jpg

Следующая задача - соединить два конца пластины вместе. Здесь понадобится сварка, но сварочный аппарат обеспечивает лишь временное соединение - прихваточный шов. Чтобы окончательно соединить металл сначала нужно пронести цилиндр над всем цехом.

Это берет на себя специальный автомат. Он использует, разработанную в 30-х годах для строительства военных кораблей. Она называется дуговая сварка под флюсом, потому что она происходит под защитным слоем флюса. Это позволяет быстро сварить большую площадь без лишних искр и дыма.

Как при обычной сварке, продвигаясь, автомат укладывает в промежуток две стальные проволоки диаметром 4 миллиметра. Электроды, находящиеся под флюсом направляют про облаком ток, нагревающий их до семи тысяч градусов цельсия.

https://cdn.pixabay.com/photo/2013/02/09/04/15/welding-79580__340.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2013/02/09/04/15/welding-79580__340.jpg

Проволока расплавляется и соединяет огромный цилиндр, чтобы ролик сохранял форму. Внутрь впаивается круглый стальной каркас. Эти кольца обеспечивают опору, необходимую для вращения ролика. Получается цилиндр весом более 3 тонн, но столь сбалансированный, что может спокойно катится одним человеком.

Чтобы сделать хорошую ровную дорогу, одного веса ролику недостаточно. Валец должен не только крутится, но и вибрировать: вот в чем разница между обычным разглаживанием дороги и строительством. Секрет вибрации 3-х тонного ролика - это устройство с эксцентриковыми осями. С его помощью вес распределяется от центра.

Принцип его действия: когда статичный аппарат превращается в аппарат вибрирующий? В каждом дорожном катке есть 2 регулируемые эксцентриковые оси. Они помещаются в центр сваренных пластин с каждой стороны цилиндра. Теперь все это весит 4 с половиной тонны.

Когда каток начинает движение, эксцентриковые оси крутятся внутри цилиндра, подпрыгивая вверх-вниз до 34 раз в секунду и вызывая вибрацию. Когда включаем вибрацию, быстрые удары вниз на 60 сантиметров удаляют воздух из почвы, делая ее плотнее и прочнее. Это - значительное различие в силе уплотнения: чем плотнее и компактнее почва, тем более тяжелую нагрузку она сможет вынести, и тем дольше прослужит дорога.

Но, чтобы выдержать вибрирующую сталь весом 4 с половиной тонны нужен очень крепкий каркас. Его делают на заводе по резке стали аппаратом для плазменной резки металла. Плазморез направляет на металл луч ионизированного газа, нагретого до 16 тысяч градусов. Этого достаточно, чтобы разрезать стальную пластину толщиной 80 миллиметров как масло.

https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/27/13/52/roll-1698364__340.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2016/09/27/13/52/roll-1698364__340.jpg

Стальные пластины приобретают нужную форму, но нужно просверлить дырки, чтобы прикрепить их к ролику. Для этого их помещают в мощный фрезерный станок. В нем карбидо-вольфрамовый резец, проделывая 2800 оборотов в минуту, бурит в металле отверстия. Затем другая насадка вырезает борозды, необходимые для соединения законченных листов. Боковые пластины нужно покрасить.

Но стальная поверхность покрыта нарисованными метками, пятнами масла, жира и ржавчины, так что сначала понадобится дробеструйная машина. В машину загружают миллионы крошечных металлических гранул, перекатывающихся по стали на скорости 13 километров в час. После загрузки пластины в машину для чистки поверхности нужно всего 5 минут. Затем извлекают, чтобы проверить результат работы.

Чистая поверхность, готовая к покраске в покрасочной комнате накрывается пластиковой пленкой. Это защитит определенные части металла: фрезерованные поверхности, где части будут соединяться таким образом, будут защищены от краски. Затем распыляют по поверхности желтую полиуретановую краску. Она остается упругой после высыхания, так что камни, галька будут отскакивать.

После высыхания пластины прикрепляются к каждой стороне катка. Три куска металла прибавляют еще две с половиной тонны к массе машины. Для такой большой силы нужен большой двигатель. Четырех с половиной литровый дизельный с турбонаддувом двигатель помещается в главный кузов.

Питание идет от гидравлической системы привода через трубы. Когда двигатель установлен, и основная часть машины готова к присоединению переднего вальца, каток должен поворачиваться в ограниченном пространстве. Так что вместо фиксированного шоссе ролик крепится к автомобилю как прицеп с использованием огромного шарнира.

Шарнирный механизм не управляется передним колесом, только прицепом. Можно крутить его, если едешь по неровной поверхности. Когда две половины надежно соединены, нужно поднять кабину водителя. Ее приворачивают и подсоединяют.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/07/30/16/34/road-867991__340.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/07/30/16/34/road-867991__340.jpg

Остается только установить колеса, каждое весом почти в полтонны, и 12 тонн тяжёлой конструкции готовы приступить к дорожным работам.