Найти тему

Путешественник Алекс Кузмицкий: «Я за человека думающего, а не жующего»

Алекс Кузмицкий — любитель остренького. Его всегда тянуло на экстрим. Автостоп, самостоятельные путешествия, горные восхождения — вот неполный перечень того, чем он увлекается уже много лет. Его по праву можно назвать профессиональным путешественником, но считает ли таковым себя Алекс?

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

— Привет, Алекс. Ты в travel- и outdoor-кругах довольно известный человек, и кто так или иначе интересовался темой самостоятельных путешествий или экстрима, почти наверняка сталкивался либо с тобой, либо с твоими проектами. Для начала расскажи, чем для тебя являются путешествия.


— Путешествия — это всего лишь одна из сфер деятельности человека, не более того. Да, важная и значимая сфера, ведь испокон веков люди путешествовали, воюя, налаживая торговые связи между странами, миссионерствуя, просто ради утоления жажды познания всего нового, но тем не менее. Это лишь одна из сфер. Так и для меня. Путешествия — это важная часть жизни, но при этом всё-таки лишь часть. Есть много чего ещё, чем я занимаюсь и чему посвящаю время.

— Как ты тогда относишься к тому, что тебя часто называют профессиональным путешественником?


— А я и есть профессиональный путешественник. И с формальных, и с любых других позиций, как ни посмотри. Есть люди, которые смотрят кино, пользователи, а есть которые его создают, фильммейкеры и прочие специалисты. По теме путешествий я именно подобный специалист, получающий деньги за свои знания в этой области.

Больше половины времени в году я либо консультирую, либо путешествую по далеко не произвольным странам и регионам с конкретными целями и задачами, делая тот или иной проект. Для кого эти проекты — вопрос десятый, но всегда это путешествия с вполне ясными целями и задачами, иначе никак. В этом и есть суть профессионализма — когда ты чётко осознаёшь, что и как делаешь.

Но я не зацикливаюсь и не говорю «путешествия для меня — всё». Есть ещё фотография, фрирайд (фрирайд — направление в горнолыжном спорте, объединяющее в себе разнообразное катание вне трасс по естественному рельефу. — А.К.), проведение альпинистских школ, издание книг, да много всего. Просто по удачному стечению обстоятельств большую часть из этого можно вполне сочетать с путешествиями, что я и делаю.

— То есть тот, кто много путешествует и при этом получает за это деньги, и есть профессиональный путешественник?


— Не совсем. Сам факт того, что кто-то постоянно мотается по разным странам и городам, не делает из него путешественника, не говоря уже о профессиональной составляющей. В русском языке для обозначения подобных людей есть сразу несколько синонимов: «странник», «пилигрим» и даже «бродяга». В разные периоды времени их называли по-разному, но суть оставалась та же — странствование-брожение по земле без цели. И деньги тут ни при чём.

У многих странников они либо уже есть, либо их каким-то образом удаётся заработать по ходу дела. Например, можно играть на гитаре в электричках и поездах, продавать плетёные фенечки, устраиваться на временные работы, сдавать квартиру в родном городе, работать удалённо, в конце концов. Но скажи, какое отношение это имеет к путешествиям? С таким же успехом этот человек может быть и в Индии, и в ЮАР, и в Австралии. Страны для него лишь фон жизни, не более. Это всё не путешественники, это странники.

Другой разговор, когда человек едет путешествовать по ЮАР, чтобы изучить влияние Китая на экономику этой страны, или вести онлайновый видеоблог для издания «Вокруг света», или написать путеводитель, или подготовить авторский двухнедельный фототур по маргинальным и далеко не безопасным кварталам Йоханнесбурга и Претории. Это уже профессиональный поход. Есть знание и опыт человека, и есть конкретные цели и задачи, которые ставятся перед ним. Ну или он сам их себе ставит. Деньги тут могут быть вообще вторичны и даже отсутствовать.

— Это как? Без денег же не поедешь в ЮАР.


— Без денег не поедешь, это факт. Но они часто и являются той самой бритвой Оккама, отделяющей настоящих путешественников, географов и страноведов от всех остальных. Их ведь хлебом не корми — дай поизучать страны и народы. Они готовы ехать на последних портянках, лишь бы поехать.

То есть что я хочу сказать.

Например, если я занимаюсь изучением политико-экономического влияния Китая на Африканский континент и мне в данный момент не дают грант на поездку в ЮАР, но она мне сильно нужна, то я в 9 из 10 случаев всё равно поеду туда. За свои деньги или на взятые взаймы в надежде на всё тот же грант, но поеду. Это лишь пример. Или вот ещё один. Предположим, турфирма N приглашает к себе в качестве автора и разработчика эксклюзивных фототуров, но с условием наличия одного готового нестандартного фототура с изюминкой на грани фола.

-2

Что сделает обычный человек? Скорее всего, забьёт на это предложение или придумает из головы. Но только не настоящий путешественник и трэвел-фотограф. Он за свои кровные съездит в Преторию/Йоханнес и привезёт оттуда готовый продукт. Да, это риск, да, это глупость, но только возможности порождают возможности. И в данном случае, скорее всего, он будет принят на работу, да ещё сразу с готовым продуктом, а если и нет, то этот фототур предложит другой фирме. И кто знает, может, это даст ещё большие возможности и перспективы, нежели в первом варианте.

У меня много раз бывало так, что приходилось делать подобным же образом. Чуть ли не на грани физических и финансовых возможностей. И каждый раз оно себя оправдывало. То ли интуиция не подводила, то ли я просто везучий, не знаю… Но это всё же, конечно, крайности. По большей части всё как обычно — любая работа стоит денег, и их платят. И чем выше твой уровень профессионализма, тем больше ты стоишь. Это нормально.

— Сколько денег ты тратишь ежемесячно, когда путешествуешь? Какие факторы влияют на бюджет поездки?


— Всё зависит от уровня цен в той стране или регионе, где проходит это путешествие, ну и от целей и задач, которые стоят перед тобой. Если это двухнедельное изучение берберов в горах Высокого Атласа с перемещением преимущественно на своих двоих, то это одно. И совсем другое, если эти же две недели путешествовать по Марокко и Западной Сахаре на арендованном джипе.

В первом случае можно уложиться и в 300 американских рублей, а во втором требуется как минимум в пять раз больше. Но это вовсе не значит, что аналогичное четырёхнедельное путешествие будет в два раза дороже, вовсе нет. Есть такое эмпирическое правило, что чем дольше путешествие, тем дешевле каждый день этого самого путешествия. Ключевые траты, самые тяжёлые в денежном выражении, такие как авиаперелёты, визы, путеводители и т.д., распределяются не на полторы-две недели, а, например, на полгода.

Но помимо этого немаловажную роль играет и то, что твой КПД как бы увеличивается. Ведь, путешествуя долго, ты узнаёшь у местных настоящие цены, где получше и подешевле, устаканивается собственная корзина ежедневных продуктов питания и тому подобные вещи. Так что путешествия разные и бюджеты тоже. Одно могу сказать, что, с одной стороны, стараюсь лишних денег не тратить и путешествовать максимально бюджетно — в разумных пределах, конечно, с другой — если нужно для дела потратиться, то нет вопросов.

— Хорошо. А с чего началось твоё увлечение самостоятельными путешествиями?


— В этом отношении я обычный советский ребёнок. Как и все, зачитывался ночью под одеялом Жюлем Верном и Конан Дойлем. И мечтал о дальних странствиях по морям и океанам, куда без этого. Но они были в какой-то иной реальности, здесь же вокруг был СССР. Правда, мне повезло, и пусть не по морям и океанам и не очень далеко, но с самого раннего сознательного возраста я путешествовал на автомобиле по Союзу.

Дело в том, что мои замечательные дедушка и бабушка, Ростислав Константинович и Ирина Михайловна, всю свою жизнь увлекались автотуризмом, ещё с послевоенных времён. Каждое лето мы грузились в наш старый зелёный «москвич» и ехали. Для 10—11-летнего подростка поездка в ту же Прибалтику была невероятным приключением. Всё это вспоминается как что-то потрясающее до сих пор. Помню, как на кухне стояла металлическая банка из-под кофе с прорезью, куда все члены семьи кидали металлические рубли, полученные на сдачу в магазинах. Это была наша копилка. Целый год туда кидали монеты, чтобы потом на эти деньги поехать в путешествие.

— Сейчас уже так не насобираешь на поездку, как ни крути, разве что бумажные пятисотрублёвки кидать придётся.


— Да уж, а тогда собранных 60—70 рублей вполне хватало на бензин для машины и еду. Это как минимум. Вот были времена. Потом, позже, лет с четырнадцати, я начал посещать кружок юных биологов при Московском зоопарке. У нас там проводилось много всевозможных полевых выездов, чуть ли не каждые выходные. Всё больше по области, но тем не менее. Через год я поступил в гимназию № 1543 на биологическое отделение. Это одна из сильнейших школ в Москве и, наряду с такими, как № 2 и № 57, даёт отличное, далеко не школьное образование. Но поступал я туда совсем за другим.

Дело в том, что в биологических классах гимназии три, а то и четыре раза в год проходят полевые практики по всей стране. Это и манило меня больше всего. Кострома, тверские озёра, Белое море, Туапсе, Звенигородская биологическая станция, дельта Дона — вот неполный перечень мест наших практик. Вроде как не путешествия, а с другой стороны, та же практика на Белом море, когда вдоль берега на моторных лодках неделю идти, — разве это не путешествие?

Потом были парашютный клуб, участие в раскопках Великой Отечественной, посещение скалодрома, альпинистские выезды в Крым, турклуб, геошкола, работа в газете «Вольный ветер», да много чего ещё. И всё это уместилось в старшие классы школы, даже удивительно, как на всё время находил.

Самостоятельно же, то есть не с клубами и школой, а по собственному почину, я начал ездить примерно тогда же, в 16 лет. Если уж быть совсем точным, то в пятнадцать с половиной. Это была поездка автостопом и на «собаках» из Москвы в Питер, на майские праздники. У меня тогда даже паспорта ещё не было, только свидетельство о рождении.

— Сейчас, через 15 лет после того самого опыта, ты, наверное, уже полмира объездил, и это, надо полагать, только начало? В скольких странах ты побывал?


— Мне не было интересно соревноваться с кем-либо и чего-то кому-то доказывать, наверное, поэтому почти никогда не считал ни автостопный, ни иной километраж, в том числе и число посещённых стран. Лишь с самого начала пытался, как и все, но довольно быстро переболел этим возрастным недугом и охладел. Помню, как автостопный стаж перевалил за 100 тыс. километров, так и завязал с этим делом. Поэтому и не скажу даже ни километраж, ни сколько стран. Примерно в 50 странах, но если очень-очень примерно.

Так что посещено далеко не полмира, а всего лишь четверть, даже ещё меньше, если считать не только 197 стран в списке ООН, но и непризнанные территории с департаментами. К тому же как их считать-то, эти «скальпы»? Грузию считать, если был только в горных сёлах? Двухчасовой нелегальный переход границы ЮАР в районе рудника семьи бен Ладена? А Великобританию включаем, если день по Лондону погулял при пересадке в аэропорту британской столицы?

По мне, важнее при прочих равных условиях не количество, а качество. Человек, поездивший пару месяцев по Китаю, мне намного более интересен, нежели пропрыгавший за это же время пять или шесть стран Юго-Восточной Азии и ничего не успевший там увидеть толком. Кстати, именно поэтому спортивный автостоп и всё, что на него похоже, в корне неверно ассоциировать с путешествиями.

— Почему же автостоп неверно ассоциировать с путешествиями?


— Не автостоп вообще, а спортивный автостоп, апологетами которого являются питерцы, Питерская лига автостопа (ПЛАС, Петербургская лига австотопа во главе с Алексеем Воровым. —
А.К.). Это спорт, техника перемещений, но никак не путешествия. И никто не убедит меня в обратном. Хотите быстро и чтобы вешки мелькали? Отлично. Но страна и ландшафт, по которому вы едете, тогда при чём? Но это моё личное мнение. Автостоп как метод путешествия — это вообще про другое.

Тем не менее с уважением отношусь к тем, кто за скорость и считает «скальпы». Просто у каждого свой путь, своё дао. Важно уважать друг друга и при этом называть вещи своими именами, не путаясь в терминологии.

— А ты сам как относишься к автостопу, ездишь ли ты сейчас на попутках, или это время уже безвозвратно прошло для тебя?


— Автостоп — отличный способ не только бюджетно путешествовать, но и отличный рычаг к познанию мира, а также способ развития собственных коммуникативных навыков. Это я и в лекциях, и в различных интервью не устаю повторять и привожу такой пример.

Предположим, вам нужно доехать из Москвы в Крым. Один вариант — купить недорогой билет на плацкарту и 22—26 часов слушать не шибко интересные разговоры соседей по вагону. Много ли увидишь и узнаешь о том, что за окном? Вряд ли. Совсем же иной, качественно иной вариант — проехать этот же маршрут автостопом. Да, скорее всего, ты будешь ехать в два раза дольше, да, ты потратишь чуть ли не столько же денег на еду и прочее.

-3

Но зато ты поменяешь с десяток машин, услышишь десяток различных историй, будешь останавливаться и ночевать там, где никак в ином случае не остановился бы. Можно сказать, что это волшебный шанс не просто проехать мимо, а максимально погрузиться в действительность той страны и того региона, где ты находишься. Ведь, когда едешь автостопом, ты ешь ту же еду, что и местные жители, ночуешь в тех же домах, что и местные жители, общаешься с различными людьми, с которыми в повседневной жизни ты вряд ли встретился бы.

И твоё банальное плацкартное ничегонеделание превратится в настоящее приключение. Как говорится, что выбираешь ты? Я — второе. По крайне мере выбирал раньше, когда был студентом и аспирантом, сейчас уже в слагаемых уравнения жизни время стало важней и денег, и удовольствия, так что чаще всего приходится ездить как раз на поезде, а то и вовсе на самолёте лететь.

Но иногда, когда предоставляется возможность, с огромным удовольствием «берусь за шашку» и выхожу на трассу. Хотя если честно, то всё реже и реже. Зато хоть сам уже и не езжу, но многих сподвигаю. Пару лет назад вообще дивная история была: редактор телевизионной передачи, где я выступал с рассказом, подошёл после записи и попросил поведать поподробнее о том, как же начать ездить автостопом…

Ну я и рассказал, а заодно указал, где ближайший выход на трассу. Но особо не поверил в то, что редактор спрашивает всерьёз. И что же? Через месяц он мне звонит и говорит, что каждые выходные в течение этого месяца ездил, на сколько время позволяло, в разные стороны от Москвы. А скоро вообще собирается на юг рвануть, на недельку. Я прямо-таки изумился. Редактор — хрупкая женщина лет сорока пяти.

— Да, история весьма показательная. Скажи, пожалуйста, как ты в основном путешествуешь — на поездах-самолётах или ещё как?


— Путешествую очень по-разному: на автобусах, электричках, поездах, самолётах, кораблях, арендованных машинах, велосипедах, плотах, пешком, в конце концов. Выбор того или иного вида транспорта зависит от контекста путешествия. Где-то актуальней взять в аренду джип или лодку, а где-то стоит и автостопом проехаться. Всё упирается в те самые цели и задачи, которые ты ставишь перед собой в путешествии. Так что езжу по-разному.

Но, конечно, самый распространённый для меня вариант — на местном общественном транспорте, то есть на автобусах и поездах, а если существуют в стране авиационные лоукосты (от англ. low cost — низкая цена), недорогие авиакомпании, то и на них. В общем, довольно классический бэкпекерский (от англ. backpacker — самостоятельный путешественник, дословно — рюкзачник) вариант.

— В чём для тебя состоит преимущество самостоятельных путешествий по сравнению с организованным туризмом?


— Преимуществ масса, можно было бы составить список, но, пожалуй, не буду, а просто обозначу ключевые различия между самостоятельным путешественником и тем, кто покупает поездку по туру.

В первом случае человек сам выбирает и линию своего пути, и где остановиться на ночлег, и культурную программу. Это позиция активного мыслящего человека, имеющего и силы, и время для принятия самостоятельных решений по ходу поездки. Собственно говоря, в самом названии это указано.

Во втором же случае за человека всё уже решено и укомплектовано. Конечно, при покупке продукта у него есть возможность повлиять на определённые опции, но выбор этот мнимый. Когда он приезжает на место, поменять что-либо уже проблематично — деньги-то уплачены. И в отеле, даже если он категорически не нравится, придётся жить. Самостоятельно же путешествующий зайдёт в этот отель, посмотрит и пойдёт дальше искать тот, который понравится.

В этом и состоит важнейшее различие. Один — активный автор собственной жизни, а второй — ведомый, пассивный потребитель. Но негатива и антагонизма тут никакого нет. Кому-то одно, а кому-то другое. Все люди разные, и это замечательно. Хотя то, что самостоятельных путешественников в России становится всё больше и больше, не может не радовать. Изменения в людском сознании налицо.

— И как ты оцениваешь численность активных самостоятельных путешественников в России на сегодняшний день?


— Лично я оцениваю на данный момент их численность в 20—25 тыс. человек. Всего же, с учётом тех, кто ездит редко, в 200—250 тысяч, но это навскидку. Вообще, вопрос довольно шаманского свойства, упирающийся в первую очередь в определение, кто же этот самый самостоятельный путешественник. Это сродни тому, как подсчитывают аудиторию в интернете, где в зависимости от выбранной стратегии результат может получаться очень разный.

Одно дело — считать пользователями Сети тех, кто заходит в неё хотя бы раз в полгода, и совсем другой коленкор, если учитывать тех, кто заходит чаще чем раз в месяц. Это же надо понимать. Тут почти то же самое, только намного сложнее. Ведь пользователей интернета можно посчитать, пусть и примерно, по IP или cookie, а наших любимых трэвелеров (от англ. traveler — путешественник) — как? У них никаких меток нет, более того, довольно многие из сообщества самостоятельных путешественников до сих пор и интернетом-то не пользуются.

— Ты недавно вернулся из жаркой Южной Америки. Какие страны успел посмотреть? Что из этого путешествия можешь отметить в первую очередь?


— Первое, что хочется отметить, — что жаркий и знойный континент оказался чрезвычайно холодным и многоснежным, по крайне мере его андийская часть. Так не мёрз уже давно. Во время прошлогодней экспедиции на Чукотку было явно теплее. Если же серьёзно, то проект «Анды налегке» предполагал семимесячное путешествие по семи андийским странам. В рамках него планировалось проехать от венесуэльских Анд на крайнем севере и до Патагонии на самом юге, попутно совершая различные восхождения и трекинги (пешее путешествие. —
А.К.) во всех основных ключевых горных районах Анд.

Успел проехать только первые три страны: Венесуэлу, Колумбию и Эквадор. Затем пришлось срочно возвращаться из-за возникшего форс-мажора. В планах через полтора года, летом 2012-го, вновь вернуться туда и продолжить. Так что пока считаю поездку в Южную Америку разведкой боем и готовлюсь к следующему, основному.

— И как тебе Колумбия?


— Невероятная страна. Однозначно это одна из самых интереснейших стран в мире на данный исторический момент. Она прочно вошла в мой личный топ, наравне с Китаем, Намибией, Сирией и Белоруссией.

-4

— Что, так уж и хороша? Обычно в нашем сознании эта страна ассоциируется далеко не совсем положительно.


— Зачастую общепринятые представления о той или иной стране являются или устаревшими и не отвечающими действительности, или просто неверными по сути. С Колумбией это именно так в полной мере. Страна уже полтора десятка лет как встала на мирные рельсы и развивается с социально-экономической точки зрения семимильными шагами. Это вообще очень развитая страна.

Мы же её до сих пор ассоциируем в основном с наркотиками, гражданской войной и Пабло Эскобаром. А то, что в бытовом плане страна давно нас обошла, нам и невдомёк. Колумбия и для путешественника очень хороша. Дело в том, что есть страны интересные, но при этом неудобные с точки зрения путешественника и географа. Логистика передвижения по ним, а также организации питания, связи и проживания осложнена и не укладывается в голове. К таким странам относятся, например, Зимбабве, Россия и Венесуэла. А есть страны чрезвычайно интересные и при этом крайне удобные с точки зрения передвижения. Колумбия относится к ним в полной мере.

— Очень интересно то, что в твой личный топ вошла такая страна, как Белоруссия. Много слышал как хорошего, так и плохого про неё. А тебя чем она так пленила — строгим и рачительным Батькой или, может быть, неповторимым вкусом бульбы?


— В двух словах и не скажешь — граней у Белоруссии много. С одной стороны, как и в Европе, всё очень чисто, удобно и красиво. Разница с Россией и Украиной бросается в глаза. По этой части Лукашенко молодец, хозяйственник он действительно отменный. Для путешественника это хорошо с той точки зрения, что путешествовать по этой стране удобно и комфортно. Всё работает, и замечательно работает. С другой стороны, где ещё «пять километров сталинского ампира» увидишь?

Это же республика бывшего Союза. Белоруссия — своеобразный музей под открытым небом, так всё хорошо сохранилось в стране. С точки зрения архитектуры в первую очередь, но и не только. Артефактов советской эпохи масса, и они не уничтожаются. Всё как бы законсервировалось, застыло… это просто удивительно. И цены тоже вполне советские.

Это одна из самых дешёвых стран на Европейском континенте. Покушать в столовой за 50 рублей или переночевать в гостинице за 200 целковых — это реальность. Ну и наконец, конечно же, Белоруссия интересна своим политическим строем и своим харизматичным лидером. Не будет Лукашенко — не будет и нынешней Белоруссии. Она, конечно, никуда не денется, но это уже станет совсем другая страна. Так что рекомендую съездить, пока всё в самом разгаре и можно увидеть собственными глазами. Тянуть не стоит.

— Полгода назад ты удивил всех тем, что переехал жить из Москвы в Заполярье…


— Есть такое дело. Действительно, сменил московскую прописку на заполярную, переехал на Кольский полуостров, в Кировск. С одной стороны, это социальный жест, с другой — сугубо практический. Дело в том, что ещё одна моя стезя — это работа горным гидом. Каждую зиму и весну, в течение всего катального сезона, я вместе с командой провожу школу фрирайда в Хибинах. Это мой родной район, где я уже довольно давно работаю гидом.

К нам приезжают со всего бывшего Союза и проходят программу катания, с включённым базовым лавинным курсом. Желающих хоть отбавляй. И если раньше нужно было каждый раз снимать на весь сезон квартиру и возить туда-сюда массу экипировки и снаряжения, то теперь у нас там есть постоянная круглогодичная база, что очень удобно. Это экономит массу сил и средств.

Но это далеко не самое главное. Раньше я очень любил Москву и души в ней не чаял, но с течением лет, вслед за ростом мегаполиса и увеличением экологическо-транспортных проблем, пришло осознание того, что жить нужно где-то в другом месте. Когда для того чтобы съездить куда-нибудь, тратишь два часа в одну сторону, — это ненормально.

Транспортная усталость, то есть та, которую человек получает из-за несовершенства транспортной логистики, в Москве зашкаливает за разумные пределы. Нужно жить там, где комфортно и глаз радуется, но это не про столицу в XXI веке. Поэтому последние годы я только и думал о том, куда бы переехать жить. Варианты были разные, от Краснодара и Пскова до Сантьяго в Чили, но победил заполярный Кировск.

Всё-таки горный гид должен жить и проводить большую часть времени в горах, а не на равнине. Так что выбор был логичным, по крайней мере для меня. Я без всякого сожаления поменял московскую квартиру на заполярное жилище, чему бесконечно рад. Теперь я живу в очень красивом месте, окружённом горами, где до любой точки можно дойти пешком за 15 минут… Почти как в Цюрихе… (Смеётся.)

— Я слышал, ты ещё и альпинистскую школу проводишь.


— Совершенно верно, два раза в год, осенью и весной, мы проводим курс скального альпинизма, в Крыму, в Судаке, на горе Сокол, для всех желающих. Он, в отличие от нашей фрирайд-программы, ориентированной на уже подготовленных горнолыжников и сноубордистов, рассчитан на абсолютных новичков. На тех, кто не знает, что такое альпинизм и с чем его едят, но хотят попробовать. Эдакий «вводный курс в альпинизм». При этом никаких особенных требований к участникам не предъявляется. Нужна нормальная физическая форма и общая адекватность.

— Ты один из главных идеологов, организаторов и докладчиков проекта «Лекции на Дебаркадере». Расскажи о нём подробнее, пожалуйста.


— Это открытые страноведческие лекции, которые мы проводим вот уже как четыре года. Проходят они не только в Москве и Питере, но и в других городах. Выходит докладчик и в течение 2—3 часов под слайд-шоу с качественными фотографиями и картами раскрывает какую-то тему. Как правило, ведущий рассказывает об определённой стране, о политической и экономической ситуации в ней, где она находится, как туда добраться, как обстоят дела с визами в эту страну для граждан России, об особенностях передвижения внутри страны, о расходах на питание и проживание. А вот про достопримечательности рассказывается обычно поверхностно, потому что информацию о них можно с избытком почерпнуть в интернете и путеводителях. Все лекции носят прежде всего практическую направленность.

Иногда затрагиваются какие-то общие вопросы: например, безопасность в путешествии или подготовка к путешествию. Лекторы — не только я с моим напарником Семёном Павлюком, им может стать любой желающий. Мы открыты для сотрудничества. К нам регулярно приходят люди и предлагают рассказать о своём путешествии. Если у вас есть желание поведать что-то на «Лекциях на Дебаркадере» — мы будем только рады этому. Единственная просьба — заранее согласовать с нами организационные моменты.

Вообще же на мероприятиях неформальная обстановка. Лектор не строгий ментор. Он всего лишь рассказчик за кружкой чая у проекторного экрана, которому можно и нужно задавать вопросы, высказывать ему своё несогласие, устраивать дискуссию. По своей сути «Лекции на Дебаркадере» — это клуб путешественников. Кстати, с ноября у нас новая площадка. Это магазин карт и путеводителей «Гумбольдт & Гумбольдт», располагающийся в самом центре Москвы, по адресу ул. Покровка, д. 11.

— А какая периодичность у этих мероприятий?


— Какой-то чёткой сетки выступлений у нас нет. Все мероприятия проходят по мере поступления интересных тем для докладов и нашей возможности организовать само выступление. Долгое время «Лекции на Дебаркадере» проходили довольно регулярно, примерно раз в две недели, иногда даже чаще. И это только в Москве, а ведь были ещё регулярные мероприятия в Санкт-Петербурге и выездные лекции в массе других городов.

Сейчас же, ввиду того что и Семён, и я практически не бываем в столице, мероприятия проходят довольно редко, только в те моменты, когда мы возвращаемся из какого-нибудь очередного путешествия. Наша же питерская ячейка, которую ведёт Алексей Кричун, продолжает работать по-прежнему. То есть сейчас «Дебаркадер» проходит даже больше в Питере, нежели в Москве.

— В чём ты видишь свою миссию в этой жизни как путешественника, да и просто как человека?


— Миссий много, но главных две: делиться полезной информацией и ломать шаблоны в головах. И то и другое не могу не делать, это у меня сродни физиологической потребности. Ездить по странам, собирать информацию, писать статьи, делать фоторепортажи, составлять путеводители, устраивать публичные мероприятия, проводить фрирайд-школы — всё это входит в «делиться информацией». Ну а внутри этого — идеи и месседжи, которые как раз рушат стереотипы и ломают шаблоны. Одно дополняет другое.

Конечно, никто не застрахован от шаблонности жизни, все мы в той или иной мере живём, используя готовые решения и мнения. Более того, это просто необходимо головному мозгу, так же как моторная память нашим мышцам. Это предохраняет нас от нервного истощения. В этом мудрость природы. Но нельзя же становиться овощем, или, как бы сказали американцы, мыслящим тростником!

-5

Нужно оставаться проактивным и критично мыслящим, не скатываться в пассивность. Я стараюсь разбудить людей, показать им другую жизнь, реальность, чтобы они вспомнили, что жизнь удивительна и прекрасна, но при этом одна и очень коротка. И грех проживать её в формате «жрать — срать — спать». Лозунг наших лекций: «Путешествовать — это просто». Ведь в наш век это действительно очень просто и легко. И нет никаких преград к этому, кроме отговорок сомнительного толка. Хочешь путешествовать — бери и путешествуй!

— В каких ещё проектах, связанных с самостоятельными путешествиями, ты принимал участие или выступал в роли инициатора?


— О, их было немало. Например, проводили совместный проект с Rambler под названием «Побег». Суть его заключалась в том, что отобрали пять офисных сотрудников и на пять недель отправили в Юго-Восточную Азию. Они путешествовали и описывали свои впечатления в блогах, а на сайте в это время проходило голосование, куда они дальше должны поехать и что сделать.

Такой классический вариант, когда берут людей, никак не связанных с путешествиями, и погружают в незнакомую для них среду. В этом проекте я выступал в качестве консультанта. Или, например, прошлым летом участвовал в качестве главного героя проекта «Акадо». Снимали путешественника, кочующего по Перу, и в режиме чуть ли не реального времени выкладывали ролики в интернет.

— Что бы ты посоветовал людям, желающим осуществить свою давнюю мечту и отправиться в путь, но не представляющим, с чего начать?


— Посоветую не бояться и верить в себя. Как известно, путь в тысячу ли начинается с первого шага. Главное — сделать первый шаг, решиться на него. Если вы никогда не путешествовали до этого, найдите возможность куда-то поехать. Например, хотя бы на один день или на выходные. Ведь всё начинается с малого. А дальше если понравится, то отказаться от этого уже будет трудно. Помните, что все возможности уже заложены в нас самих. Разрешите себе быть тем, кем вы хотите, и делать то, что вы считаете нужным.

Беседовал Алексей Кузнецов, "Частный корреспондент".