Часто можно услышать мнение, что гуманитарные науки - это никакие не науки. Все, что они изучают и так понятно любому здравомыслящему человеку, - говорят критики.
Как отреагирует обыватель, которому рассказали о результатах психологического эксперимента. Чаще всего скажет: да это же очевидно! Понятно и без всяких экспериментов.
Такая реакция вызвана искажением мышления, которое в западной психологии называют “ошибка хиндсайта”. Или, по-простому, эффектом “я так и знал”.
Суть вот в чем. Выводы эксперимента кажутся очевидными когда обыватель знает и о содержании, и о результате эксперимента.
На эту тему можно провести опыт. Американские психологи часто иллюстрируют им ошибку хиндсайта.
Студентам рассказывают, что психологи провели исследование влюбленных пар. Затем аудитория делится на две группы.
Первой группе сообщается: исследование выявило, что нашими возлюбленными чаще всего становятся люди непохожие на нас, наши полные противоположности. Что подтверждает народную мудрость “противоположности притягиваются”.
Второй группе говорят: по результатам исследования люди чаще всего сходятся с теми, с кем у них много общего. То есть пословица “рыбак рыбака видит издалека” права.
Обе группы реагируют одинаково. Говорят, что результат очевиден, другого и быть не может.
Иногда студентов просто спрашивают, с кем по их мнению лучше сходятся люди: с теми, кто похож на них или со своими противоположностями. Вопрос вызывает жаркие споры. Мнения разделяются, и каждый находит множество аргументов и примеров, чтобы подтвердить одну из точек зрения.
Очевидными нам кажутся только знакомые ситуации, с которыми мы сталкиваемся постоянно. В незнакомых условиях мы теряемся, даже если новая ситуация со стороны кажется простой.
Вывод: не стоит переоценивать “здравый смысл”. Впрочем и пренебрегать им тоже не стоит.