Придя в любую галерею или на выставку абстрактного современного искусства, какие комментарии людей вы можете услышать? От тех, кто оказался там совершенно случайно?
Чаще всего люди в России пока не совсем воспринимают абстракцию. Особенно старшее поколение. В советское время большая часть людей вообще не интересовалась искусством, было не совсем до этого. Тем более современным искусством.
Хотя в России было и есть огромное количество действительно талантливых художников.
Конечно, большая часть из них покинула страну, не выдерживая рамок. Творчеству необходима свобода, чего советский союз дать не мог.
Поэтому сейчас мы можем увидеть непонимание и не осознание того, что люди видят в “Черном квадрате” Малевича, например. Хотят ли люди сейчас начать разбираться в этом, понять, что из себя представляет “Черный квадрат”? И что художник хотел этим сказать? Сейчас огромное количество людей на этот вопрос вам ответит: “Я тоже так могу!”
Здесь проблема именно в восприятии. Люди не всегда понимают конкретные задачи, которые ставит перед собой художник, когда пишет картину. Или вообще отсутствие этих задач.
Мы можем смотреть на изображение через призму своего скептицизма, а можем отключить это в себе и смотреть через восприятие именно того, что видим в данный момент и какие чувства испытываем внутри от этого. Именно при таком подходе чаще всего и приходит понимание современного искусства.
Абстракция пришла к нам от людей, свободных от предрассудков и общественных порядков. Это своего рода протест, кому-то же может показаться именно так. Один художник именно это и имеет в виду, а другой, например, не вкладывает в свои работы никакого смысла. Только душу и видение мира.
Для того, чтобы научиться понимать все, что происходит сейчас в мире современного искусства, необходимо начать следить за тенденциями. Познать что-то через книги и документальные фильмы. Следить за выставками. Прочувствовать эту индустрию изнутри, сердцем.
Скептицизм очень трудно вытащить из менталитета человека, который далек от творчества. Например, человек работает на заводе. Каждый день с раннего утра и до вечера он работает на заводе. Приходя домой он смотрит телевизор и ложится спать. Какое здесь дело до искусства, скажут многие. Так как большинство людей в советской России жили именно так, то можно понять, что никакое.
Осознанность можно настроить? Помочь человеку, далекому от творчества, понять искусство? Возможно. Избавить от скептицизма? Конечно.
Привести скептика в огромную галерею и оставить одного наедине с экспозициями, если еще описания не на его языке – это плохая идея. Из этого ничего не выйдет. Просто потому что человек ничего не поймет.
Что делать с этой информацией, которую он видит. О чем она говорит, что хотел сказать автор и что она должна в себе нести. Конечно, ничего не понятно.
Это как привести не умеющего танцевать человека в класс балета и сказать: “Пожалуйста, танцуй!”. Из этого ничего не выйдет. Сначала.
В идеале перед походом в галерею, или на выставку, почитать и узнать о том, что из себя представляет экспозиция. Кто принимал в ней участие, несет ли это какой-то посыл и тему, или это просто перечень работ того или иного художника.
И тогда, придя в это место, человек будет чувствовать себя уже более просвещенным, а это всегда приятно, быть в теме событий. Учиться новому.
Остаться равнодушным просто не получится. Эмоции, даже если они негативные, будут присутствовать. Важно прочувствовать момент, понять к чему он ведет. Какие чувства вызывают экспонаты. Может не сразу, но со временем приходит принятие того, что этот вид искусства имеет место быть. Скептицизм уходит и появляются все больше эмоций. Человек начинает смотреть на мир по-другому. Приходит осознание того, что все люди разные и насколько же это прекрасно.
Художник, на картину которого, ты смотришь в данный момент – совершенно отличный от тебя человек. Он другой и он видит мир иначе. Его краски отличаются от твоих. Его деятельность отличается от твоей.
Хочется прочувствовать его внутреннее состояние и эмоции. Ты начинаешь дольше задерживаться у какой-либо экспозиции и ощущать эмоции художника.
Если это происходит, это прекрасное чувство.
Далее для более детального углубления в эту среду можно приобрести книгу про современное искусство. С краткими описаниями видов, художников, галерей. Откройте для себя новый мир современного искусства!