Пресса того времени писала:
Из немецкого плена прибыли участники шахматного турнира в Мангейм, сын сенатора Сабурова и киевский шахматист Богатырчук, захваченные вместе с Алехиным и Селезневым в Роштадте. Всех русских шахматистов, в числе до 20-ти человек, немцы заподозрили в шпионаже и угрожали им расстрелом. Шахматисты провели 10 суток в тюрьме в самых ужасных условиях. Селезнев был избит. Вырваться из Германии шахматистам удалось с большим трудом. Алехин уехал в Норвегию.
Поясним, в Мангейме проходил 19-й конгресс Германского шахматного союза. Соревнования включали несколько турниров. Это Турнир мастеров, Главные турниры «А» и «Б».
В турнире мастеров лидировали А. Алехин – 9½ очков, М. Видмар – 8½ и Р. Шпильман – 8. После 11-го тура турнир прерван. Призы распределены согласно положению участников турнира на 2 августа 1914. За успехи в Главном турнире 1-й приз и звание мастера присуждены Рабиновичу.
Все русские шахматисты, находившиеся на турнире, сразу же были интернированы, как подданные враждебного государства. Несколько дней они провели в тюрьме, после чего были отпущены. Однако на пути в Баден-Баден группу русских шахматистов снова арестовали и на опять несколько дней отправили в тюрьму.
Специалисты считают, шахматы – это модель войны, созданная для того, чтобы решать все споры мирным способом. Если противники сели за стол, они уже готовы к диалогу. Они готовы согласиться на определённые правила игры, согласны давать друг другу время на размышления, принимают саму вероятность проигрыша или «невыигрыша» (ничья). Шахматы – игра мирного времени. В это же самое время, война – самое жесткое из всех проявлений реальности, кроме каких-либо форм апокалипсиса.
В 1914 году эти два явления пугающим образом переплелись.
Остановимся на личности некоторых участников печально известного турнира.
Сын сенатора – Петр Петрович Сабуров. Родился в семье известного дипломата. Жил в Санкт-Петербурге, занимался музыкой и шахматами. Его считали типичным представителем аристократической «золотой молодежи». После возвращения из плена был председателем Всероссийского шахматного союза. Вскоре после начала Гражданской войны уехал в Швейцарию.
Во время Великой Отечественной войны под надуманным предлогом (прохождение вымышленного курса прививок от бешенства) избежал эвакуации. Работал в оккупированном немцами Киеве, был заместителем председателя Красного Креста и его фактическим руководителем. Репрессии немецких войск быстро привели Богатырчука к разочарованию в нацизме. Красный Крест под его руководством открыл сбор средств для военнопленных, что в итоге привело к закрытию Украинского Красного Креста и ареста Богатырчука в гестапо. После месяца в гестапо Богатырчука отпустили. После этого Богатырчук возглавил Институт экспериментальной медицины. В 1943 году в Берлине познакомился с генералом Власовым.
При приближении советских войск вместе с семьёй эмигрировал в Краков, затем в Прагу. Там он вступил в КОНР (Комитет освобождения народов России), который возглавил Власов. Богатырчук входил в Президиум КОНРа. После войны оказался в американской оккупационной зоне. Чтобы избежать репатриации в СССР, назвался выходцем из Западной Украины, то есть бывшим жителем Польской республики. Принимал участие в шахматных турнирах под псевдонимами. Перебрался в Канаду, где провел остаток жизни.
Интересно, что из пяти партий с Михаилом Ботвинником, Богатырчук выиграл три и две свёл вничью. Когда Борис Спасский спросил Ботвинника о Богатырчуке, тот сказал: «Этого человека я бы лично повесил в центре города».
Алексей Сергеевич Селезнёв – шахматист и шахматный композитор. В германском плену выступал во всех турнирах русских военнопленных. В 1924 году вернулся в СССР. Победитель турнира на первенство Украины (1927; вне конкурса). В 1942 году город Донецк (тогда Сталино), где жил Селезнёв, оккупирован гитлеровской армией. Селезнёв некоторое время работал переводчиком в местной управе; с подходом советских войск он, опасаясь обвинения в коллаборационизме, при помощи шахматиста-эмигранта Е. Д. Боголюбова перебрался в Германию, затем во Францию, где и остался до конца жизни.
Кстати, полагают, что по-настоящему Боголь (так прозвали Боголюбова) научился играть в шахматы в германском плену – с Алехиным они сыграли множество партий.
Самая крупная фигура – это Александр Алехин, чемпион мира. А за несколько месяцев до начала Первой мировой войны в Петербурге состоялся грандиозный турнир с очень сильным составом участников. Главными звёздами соревнований были чемпион мира Эмануил Ласкер, восходящая суперзвезда Хосе Рауль Капабланка, один из сильнейших немецких шахматистов Зигберт Тарраш и очень сильный американец Фрэнк Маршалл. Алехин занял итоговое третье место, уступив только Ласкеру и Капабланке. Алехина. Как уже говорилось признали негодным к службе по состоянию здоровья и отпустили. Добираться домой пришлось через нейтральные страны, и в итоге путь занял несколько месяцев. В Россию он вернулся только в ноябре.
Впоследствии он также оказался в эмиграции, перед этим провел некоторое время в одесской ЧК. Уже вдали от Родины он завоевал звание чемпиона мира. Умер в 1946 году, при обстоятельствах, которые до сих пор вызывают множество соров и различных конспирологических версий.