По сей день "Баухаус" символизирует смелый, рациональный и функциональный дизайн. Однако для тех современников, кто впервые столкнулся с современной архитектурой в 1920-х годах, новые дома и объекты часто были шокирующими.
Знаки того времени.
Предыстория Баухауса начинается в конце девятнадцатого века. На смену Великобритании, как ведущей экономической державе в Европе в то время, пришла стремительно развивающаяся Германия.
В Соединенном Королевстве есть много изобретенных методов для производства и мастерства. Прусские школы декоративно-прикладного искусства, которые до этого были чисто художественными, также были перепроектированы в соответствии с английской моделью и расширены за счет включения мастерских.
Современные художники, такие как Петер Беренс и Генри ван де Вельде, стали преподавателями в школах прикладного искусства в Дюссельдорфе и Веймаре. Обще признано, что хорошо произведенные промышленные товары могут быть важным экономическим фактором.
Исходя из этих соображений, теории культуры, в 1907 году в Мюнхене был основан "Немецкий веркбунд", целью которого было объединение искусства, промышленности и ремесел для формирования единого немецкого языка стиля. В последующие годы такие крупные компании, как Bahlsen и AEG, имели весь свой ассортимент продукции и архитектуру, разработанные художниками Веркбунда.
Период перед Первой мировой войной - это не просто время экономического подъема и роста национальной уверенности в себе. Впервые, были также сформированы критические с культурной точки зрения реформистские контрдвижения.
Одним из самых важных мыслителей в искусстве, был молодой Уолтер Гропиус. Он прославился не только как архитектор смелых, современных зданий, но и как автор теоретических трудов.
Даже будучи солдатом на фронте, он выступил с предложениями о создании современной школы и потребовал радикальной интеллектуальной смены. Он считал Веркбунд, членом которого он был с 1912 года, мертвым в то время.
Впервые в послевоенный период Гропиус воспользовался этой возможностью. Будучи преемником Генриха ван де Вельде, в качестве директора "Высшей школы искусств имени Бильденде Кюнсте", Гропиус в 1920-х годах основал самую современную и противоречивую школу искусств: "Государственный Баухаус в Веймаре".
Революционная учебная программа.
В манифесте 1919 года Гропиус провозгласил главной целью своей школы: "Конечной целью всей художественной деятельности является строительство". Архитектура, скульптура и живопись должны были быть возвращены к ремесленному мастерству, чтобы вместе формировать здание будущего. Гропиус не видит разницы между художником и мастером по существу.
Название Баухаус относится к строительству средневековых соборов, в которых искусство и ремесленничество слились в прошлом.
По этой причине все ученики новой школы должны быть предварительно ознакомлены с составом материалов и свойствами цветов и форм. Предварительный курс ведет художник Иоганнес Иттен вместе со своими знаменитыми коллегами Василием Кандинским и Полом Клее.
По окончании подготовительного курса, студенты должны выбрать одну из практических мастерских Баухауса в области металлообработки, ткачества, керамики, мебели, типографии или настенной живописи.
Эти мастерские работают под руководством художника и мастера-ремесленника, чтобы иметь возможность сочетать мастерство и художественный дизайн непосредственно с практикой.
Кроме того, студенты работают над различными строительными проектами Баухауса с самого начала, сначала в архитектурном бюро Гропиуса, а затем в архитектурном классе, созданном в 1927 году.
Дизайн на будущее.
Практическое обучение привело к созданию прототипов многочисленных предметов мебели и посуды, которые со дня основания фирмы "Bauhaus GmbH" в 1925 году перешли в промышленное серийное производство. Под девизом "Потребности людей, а не роскошь" для будущего общества были созданы образцовые объекты.
Простая форма изделий Bauhaus - это настоящая революция в творчестве. Форма полностью подчинена функциональности использования.
Многие из разработанных фирмой "Баухаус" изделий, как в их первоначальном виде, так и в дальнейшем развитии, до сих пор незаменимы во многих домашних хозяйствах.
Баухаус является ориентиром для будущего и в других, менее известных областях: при Оскаре Шлеммере на кафедре сценического искусства разрабатываются новые декорации и театральные формы, а на кафедре фотографии Баухаус является ориентиром на будущее.
Такие архитекторы, как Уолтер Гропиус и Людвиг Мис Ван Дер Роэ, прославились в США и за рубежом. Они возводят здания, которые до сих пор считаются воплощением современной архитектуры.
Несмотря на всю критику и встречные движения, принципы проектирования Баухауса смогли утвердиться как на национальном, так и на международном уровне, оказав влияние на большое число архитекторов, дизайнеров и художников и по сей день.