Приветствую, уважаемый читатель!
Хочу сразу же уточнить, что я не являюсь ни ярым сторонником NVIDIA, ни ярым поклонником AMD.
Цель данной статьи только одна - вспомнить, что произошло 20 лет назад!
Видеокарта GeForce 256 поступила в продажу 20 лет назад, в октябре 1999 года. Эту дату компания NVIDIA считает за точку отсчёта истории всего семейства GeForce.
Графический процессор NV10, который лежал в основе GeForce 256, выпускался по 220-нм технологии, содержал 23 млн. транзисторов, имел разрядность шины памяти 256 bit, 4 конвейера рендеринга (вывод 4 пикселей за такт), работал на частоте 120 МГц и поддерживал интерфейс AGP 4x.
NVIDIA называла GeForce 256 первым в мире GPU.
Название «GeForce» появилось в результате опроса (конкурса), который проводился компанией NVIDIA среди пользователей.
Главной особенностью GeForce 256 являлось наличие встроенного геометрического процессора, а также появился аппаратный блок трансформации и освещения (T&L). Кроме того, именно с GeForce 256 началось использование самой быстрой на тот момент памяти DDR.
GeForce 256 можно считать одним из родителей концепции видеокарт, продержавшейся следующие пять-шесть лет, аж до конца эпохи железа DirectX 9.0 и начала DirectX 10.
Это была первая видеокарта, полностью обеспечивающая наш компьютер всем необходимым для работы с графикой. Она имела полностью аппаратный блок T&L (трансформации и освещения), на 90% снимающий с CPU нагрузку по расчету геометрии.
Двухминутный видеоролик с презентацией возможностей GeForce 256 захватывал дух в свое время:
С виду ничего сложного, спросите Вы?
Дело в том, что до GeForce 256 геометрией занимался центральный процессор, и эта трава отбирала все ресурсы CPU.
Сама же видеокарта использовала интегрированную структуру: 2D и 3D операции выполнял один чип, впервые использовалась память типа DDR, которая была распаяна непосредственно на плате и обеспечивала быстрый доступ к необходимым ресурсам. Поддержка мультитекстурирования и пиксельных конвейеров давала высокую производительность и потрясающие спецэффекты!
Правда, необходимо отметить, что в первое время, преимущества нового GPU проявлялись все-таки не везде, так как не все игры могли реально использовать весь потенциал GeForce 256. Именно по этой причине, во многих играх того времени, карта NVIDIA выступала практически на равных с картами своих конкурентов, а иногда даже и уступала им.
Однако, именно с появлением в октябре 1999 года графического ускорителя GeForce 256 появилось понятие "GPU" (от англ. Graphics Processing Unit или графический процессор) и видеокарты начали новую эпоху бурного развития.
Как бы там ни было, и кто бы что не говорил, история всё расставила по своим местам, и именно NVIDIA на сегодняшний день является мировым лидером рынка дискретных GPU, а GeForce 256 в своё время стал одним из ключевых продуктов компании.
Большое спасибо за прочтение данного материала и буду очень рад увидеть Вас снова на моем канале !