Детки даже в возрасте младенчества впитывают информацию вокруг себя. Языковая обстановка, в которой они растут, сильно влияет на их развитие. К такому выводу пришли несколько групп ученых. Они дали несколько советов родителям, как следует разговаривать с чадом, чтобы правильно развивать его умственные способности.
На одной волне
Ученые исследовали деятельность мозга во время речевой активности. Ни для кого не секрет, что звук влияет на мозг и заставляет его работать. То есть даже когда малыш является пассивным слушателем, лежа в пеленках, его маленький мозг уже старается воспринять. Поэтому говорим с малышом, даже когда в ответ он может сказать вам только «агу».
Еще больше серое вещество активизируется, когда мы вызываем дочку или сына на диалог. Тогда наши нейроны синхронизируются с его/ее нейронами, как показало исследование. То есть мы разговариваем с детьми и в это время находимся с ними на одной волне. Это очень важно для развития мозга.
Влияние социального статуса
Кроме этого, ученые исследовали влияние разговоров в семьях с низким социальным статусом и с высоким на развитие детей. Оказалось, что в домах первых семей между собой говорят чаще, чем в домах вторых. Соответственно словесный запас детей намного богаче. Так, за два года, согласно результатам исследования, разница в словесном запасе составляла 30 миллионов слов.
В то же время этот словесный запас различался не только по количеству слов, но и по категориях. Дети из богатых домов употребляли иные, более интеллигентные и умные фразы. Тогда как речь ребенка из бедной семьи была менее ими насыщена. Однако ученые пришли к выводу, что это исправимо, ведь ребенок очень быстро учится.
Как способствовать скорейшему развитию
Не зря в наше время столь большое внимание уделяют интерактивным игрушкам. Британские ученые добились того, чтобы в общественных местах некоторых городов было организовано интерактивное пространство для детей, например, возле остановок транспорта. Кроме того, в супермаркетах они разместили таблички с вопросами «Откуда берется молоко?» и подобными.
Результаты превысили их ожидания. Количество диалогов между детьми и их родителями возросло на 30 – 55%. Игры и вопросы заставляли родителей отрываться от экранов телефонов и общаться с детьми. Нам еще далеко до опыта европейских стран. Однако напрашивается вывод, что для того, чтобы воспитать гения, нужно начинать играться с малышом и как можно больше разговаривать еще с пеленок.