Гимнастерка
****
Создадут ученые машину времени или нет - это еще не известно. Но пока они бьются над этим почти вечным вопросом, есть немало вещей, которые могут перенести в прошлое если уж не физически, то эмоционально. Есть вещи, которые как-будто остались в прошлом, и река времени течет мимо них. Прикоснешься ты, например, к старинной монете, подержишь ее в руке, пока она не в вберет в себя тепло твоей ладошки, и уже чувствуешь себя не школьником с модным телефоном в кармане, а гимназистом века эдак 19-го, который думает, на что потратить заветную монетку: на сладости или воздушные шары? Если прислушаться, то начинает казаться, что даже слышишь призывные крики извозчиков и запах свежих французских булочек из недавно открывшейся лавки.
Если бы третьеклассника Вовку попросили выразить свои эмоции, он вряд ли смог бы облечь их в такие вот слова. Но если бы он их услышал, то с готовностью подписался бы под каждым из них. С полным согласием и гордостью, потому что не далее, как на прошлой неделе, он потратил чуть ли не весь вечер на то, чтобы придумать свою собственную подпись. Соединил по маминому совету первые буквы имени и фамилии. И раза после пятидесятого у него получилось вывести подпись, которой он остался доволен. Когда ты в третьем классе, а у тебя уже есть своя подпись, то сразу становится ясно, что ты солидный человек. Сейчас у Вовки в руках был предмет, который вызывал у него сложные чувства. Что-то здесь было от машины времени. Он держал в руках старую-престарую гимнастерку, в которой когда-то пришел с войны его дедушка. Точнее, его прадедушка. Но, так как это было по Вовкиным понятиям очень давно, то разница между дедушкой и прадедушка для него была несущественной. Даже дедушку своего он никогда не видел. В семье было всего несколько его фотографий, папа его практически никогда о нем не говорил. Как-то раз Вовка случайно услышал разговор мамы с бабушкой. Понял он из него далеко не все. В памяти у него осталось то, что дед живет где-то далеко на севере. Почему-то бабушка называла его непонятным словом «кобель». Фотографий же прадедушки было всего две. На одной из них был изображён худой старик с острыми скулами, в пиджаке с орденами. Вид у него был очень больной, и смотреть на дедушку было тяжело. Даже пиджак казался ему большеватым и только подчеркивал его худобу. Вовке эта фотография не очень нравилась. Намного лучше был второй снимок. Там и язык не поворачивался назвать прадедушку дедом. На карточке были сняты трое мужчин в военной форме. Сделано фото было где-то на опушке леса, на заднем фоне виднелась речка. Была явно либо поздняя весна, либо начало лета. Настроение на снимке было совершенно другое. Трое улыбающихся мужчин, энергичных, подтянутых, невольно заставляли улыбнуться в ответ любого, кто брал в руки эту фотографию. Средним на фото был его молодой и веселый дедушка. Карточка была старая, бумага была желтая, с потрескавшимися уголками, изображение было выцветшим, но сомнений не было никаких. На всех троих были надеты гимнастерки. Такие, как та, которая была сейчас у него в руках.
Ему казалось, что это не такая же, а ТА же самая.
Гимнастерка была старая, тяжёлая, с дырочками на левой стороне груди. Будь Вовка постарше и поопытнее, он бы сообразил, что там раньше были ордена. Те самые, которые после смерти прадедушки вызвали у его родственников, особенно молодых, нездоровый интерес, и которые в скором времени тихо и загадочно исчезли. Но всего этого Вовка не знал, и, наверное, это было и к лучшему. Что он знал точно, так это то, что в руках у него была почти настоящая машина времени. Почти - потому, что она могла перенести не в любое время и место, а только на ту самую опушку в начало лета, к трем улыбающимся и жизнерадостным мужчинам, за спиной у которых весело журчала небольшая речка. Вовке даже казалось, что он ощущает запах трав и далекое кваканье лягушек, которое доносит легкий ветерок. Листочки на кустах и деревьях едва заметно шелестели, и воздух был упоительным, каким он бывает только в первые дни летних каникул.
Добраться до гимнастерки было нелегко, ему пришлось дождаться, когда мама уйдет в магазин, затем выйти на балкон, передвинуть тяжелый ящик с остатками кафеля. Только тогда можно было дотянуться до старой коробки с вещами, на дне которой лежала гимнастерка. Но оно того стоило. Вовка боялся, что мама будет его ругать, поэтому он не без сожаления убрал гимнастерку. Насколько мог аккуратно положил ее под матрас. Была у него одна идея, и снова нести гимнастерку на балкон не следовало. Хватило и того, что у него ушло минут десять, чтобы расставить ящики и коробки, так было.
За три дня до этого учительница Вовки строгая Татьяна Викторовна рассказывала им о войне. В далеком 1941 году Германия напала на Россию, и русским людям пришлось защищать свою родину. Она даже показала притихшим малышам несколько картинок, среди которых была строгая и немного пугающая женщина со словами: «Родина-мать зовет!» Татьяна Викторовна задала им необычное задание. Они должны были расспросить своих родителей, воевал ли кто-то из их родственников. Нужно было подготовить рассказ об этом. «Если есть фотографии», - говорила она, «то обязательно принесите». Вот Вовка и решил удивить всех. Принести фотографии - это уже хорошо. Но у кого из одноклассников есть настоящая гимнастерка, которой много - много лет? То - то же!
****
Прошла почти неделя, отпущенная учительницей на подготовку. Завтра вместо последнего урока у них будет классный час. Интуитивно Вовка почувствовал, что ему со своим рассказом нужно выступать последним. Об этом он уже и учительницу попросил. И всё потому, что у него будет не рассказ, а показ. Вовка даже план выступления придумал. Сначала он покажет фотографию, ту, вторую. Потом расскажет то немногое, что ему удалось узнать у папы, про то, как и где воевал дедушка. Он был уверен, что к концу урока похожих рассказов прозвучит уже немало, и его будут слушать не очень внимательно. И вот тут-то он и достанет гимнастерку, постиранную и выглаженную, и обязательно на плечиках. Так она будет выглядеть лучше, чем у него в руках. Режиссеров у него в роду не было, поэтому откуда вдруг у него взялся талант постановщика? Бог весть.
Вовка уже полчаса как был дома. Сперва он собирался попросить маму постирать гимнастерку, но потом ему пришло в голову, что не совсем правильно стирать такую вещь с обычными трусами и майками. Опять же, словами он этого объяснить не смог бы. Просто знал, и все. Воодушевленный Вовка полез под матрас, но гимнастерки там не было. Всё ещё с легкой улыбкой он закатал матрас полностью. Может, она где –то далеко под ним? Прошло несколько секунд, прежде чем до него дошла странная и неприятная правда. Единственным человеком, кто мог ее взять, была мама. Папе никогда не пришло бы в голову туда заглядывать. А вот если мама начинала уборку, то просто держись! Она могла заглянуть в такие места, о существовании которых никто, кроме неё, и не догадывался. Однажды она нашла Вовкин старый пистолет, с которым он не расставался, когда ходил в детский сад. Потом он куда-то пропал. Вовка пострадал неделю и забыл про него. А тут при очередной уборке мама где – то его нашла. Если бы Вовка был до сих пор в детском саду, то его счастью не было бы предела. Но человек, которому недавно стукнуло уже десять лет, вряд ли очень обрадуется старому пыльному пистолету. Вот Вовка покрутил его в руках и забросил в дальний угол ящика в столе. Так что гимнастерку взяла мама, это уж точно. Ну вот что она с ней сделала? Если ее об этом спросить, то неизбежно придется объяснять, зачем он ее туда положил. Не самый легкий будет разговор. С другой стороны, если ее не спросить, то что Вовка будет показывать в школе? Фотографии? Да кто его будет слушать в конце - то урока? Да никто!
*****
- Мам, ты их не видела гимнастерку?
- Какую гимнастерку?
- У меня под матрасом в комнате лежала.
Эта фраза далась Вовке не без труда.
- А зачем ты это старье туда положил?
- Это не старье.
Разговор, для Вовки, по крайней мере, становился тяжелее с каждой секундой. Но у каждого своя война, и пока что Вовка скрипел зубами, но не отступал под натиском превосходящих сил противника.
- Старье! – нанесла мама очередной удар и тут же добавила еще один залп:
- Ты, вообще, где ее взял?
- … На балконе.
Вовкин ответ явно отставал от маминой скорострельности и огневой мощи.
- Зачем ты ее вообще достал?
- Нам в школе сказали… приготовить рассказ про дедушку… который воевал. Паузы у Вовки становились все длиннее. Чем меньше говоришь слов за один раз, тем меньше вероятность, что кто – то услышит, как дрожит твой голос. Мама, которая за прошедшие пару минут успела навести порядок у Вовки на столе, протереть пыль на полках, сейчас была занята полировкой оконных стекол. По Вовкиным понятиям окно было практически чистым, но у мам, видимо, зрение работает совсем не так, как у третьеклассников. Не отрывая взгляда от своей работы, мама недовольно буркнула:
- Кажется, она в ванной.
Вовкина артиллерия к тому моменту уже выбросила белый флаг, поэтому он молча побрел в указанном направлении. Он не сказал ни слова, когда зашел туда, потому что предчувствие было слишком сильным. Мама отнесла гимнастерку в ванну не для того, чтобы ее там постирать. Не сказал ни слова, когда взглядом искал свою пропажу и не находил ее среди прочего белья. Тем более ему пришлось стиснуть зубы, чтобы не заплакать во весь голос, когда он всё-таки ее увидел.
Дедушкина гимнастерка лежала под ванной, разрезанная на несколько частей.
******
Была у мамы такая привычка: она могла взять, например, старую простыню, которую уже пора было выкидывать, порезать ее на аккуратные тряпочки и использовать их для наведения чистоты. Хорошая хозяйка всегда найдет применение для старой ткани. На этот раз у мамы получилось всего четыре или пять тряпочек. Видимо, они предназначались для протирания пола прямо тут же, в ванной. Судя по всему, один раз мама уже даже успела этот пол протереть. Если бы Вовка читал побольше книг, ему могло бы прийти в голову слово «оцепенение». Но это совсем не помешало Вовке ощутить его, оцепенении, в самой, что ни на есть, полной мере. Слезы потихоньку текли у него по щекам. Слов никаких не было. Всё, казалось, рухнуло и покатилось в далекие тартарары. Даже злости он не ощущал в этот момент, только пустоту. Теперь не только невозможно идти на классный час, теперь хоть вообще в школе не показывайся. Дрожащими руками Вовка собрал части дедушкиной гимнастерки. Той самой, которая прошла всю войну, выдержала множество сражений и которая погибла такой глупой смертью в мирное время.
********
Вовкин рассказ подошел к концу. Теперь ему предстояло самое сложное. С фотографии, которую он держал в руках, спокойно и уверенно улыбался дедушка. Вовка уже рассказал классу всё, что знал о нём. Он положил фотографию на парту, молча пошел в конец класса, туда, где была вешалка.
Там, закрытая его ветровкой, на плечиках висела гимнастерка. Вид у нее был странноватый. Краем глаза Вовка бросил взгляд на класс. Одноклассники переглядывались, не зная, что он задумал. Гимнастерка, которую он держал в руках, выглядела так, будто кто-то ее сшил из нескольких разных кусочков. Сшита с усердием, но без нужного опыта. Например, неумехой - третьеклассником, который - то и иголки в руках сроду не держал. Вовка почувствовал, как на глазах собираются предательские слезы. Руки слегка дрожали. Он понимал, что ему предстоит тяжелый бой. Бой, который он не имеет права проиграть.
Больше интересного на моем канале :)