Найти тему
Фантастика сегодня

Как американцы воровали советскую фантастику

Оглавление

Мы привыкли думать, что Голливуд давно и прочно захватил первенство по части зрелищного кинематографа и в первую очередь благодаря фантастическим лентам, ставшим классикой жанра. Да, действительно, такие фильмы, как «Терминатор», «Космическая Одиссея: 2001», «Звездные войны» и множество других делают честь американским кинематографистам. Но тем удивительнее то, что во второй половине прошлого столетия кинематограф СССР держал первенство именно в части фантастических фильмов и американские киноделы не стеснялтсь похищать советские ленты. Сейчас мы приведем несколько примеров того, как это происходило.

«Планета бурь», 1961 г.

Кадр из фильма «Планета бурь»
Кадр из фильма «Планета бурь»

Снятая по роману Александра Казанцева эта лента произвела буквально фурор и в первую очередь своими спецэффектами: очень натуралистичные пейзажи Венеры, куда прибывает смешанный советско-американский экипаж, гигантские бронтозавры и шустрые хищные рептилоиды, вулканы и гигантские птеродактили, а особенно — очень хорошо для своего времени продуманный робот по прозвищу «Железный Джон», умеющий переносить людей, пользоваться лебёдкой, воспроизводить музыку и карабкаться по скалам, всё это вместе с очень динамичным приключенческим сюжетом сделало картину иконой жанра шестидесятых годов. Да, а ещё там был летающий вездеход, который потом американцы повторили только в «Звёздных войнах», причем использовали ту же технологию — крепления аппарата на кронштейне. Короче, американцы не удержались и фильм украли. Причем дважды. Один раз лента вышла под названием «Voyage to the Prehistoric Planet» (Путешествие на доисторическую планету), а второй вариант получил название «Voyage to the Planet of Prehistoric Women» (Путешествие на планету доисторических женщин). В обоих случаях из фильма вырезались сцены, содержащие советскую символику, доснимались отдельные, как правило ничего не значащие эпизоды, а имена актеров в титрах менялись: так Георгий Жжёнов получил имя Курт Боден. Первый «ремейк» нам найти не удалось, а вот вторую версию, там где «доисторические женщины» мы разыскали на торрент-трекерах. Ну, ничего особенного — просто на берегу моря бессмысленно прохаживаются дамочки в белых простынях. Явно, что эти эпизоды сняты просто для того, чтобы восполнить хронометраж ленты. К чести современных историков американского кино, на сайте imdb.com в обоих случаях указано, что фильмы являются перемонтажом советской картины.

«Мечте навстречу», 1963 г.

Кадр из фильма «Мечте навстречу»
Кадр из фильма «Мечте навстречу»

Эпохальная лента, снятая на Одесской киностудии. Самое интересное в ней — это панорама обширной человеческой деятельности в космосе. Кроме того фильм примечателен тем, что в нем впервые в качестве автора киномузыки выступает Эдуард Артемьев, один из пионеров отечественного электронного саунда. Ну а сам фильм повествует о том, как пытаясь установить контакт две цивилизации — земная и планеты Центурия преодолевают многочисленные трудности. Та часть ленты, которая рассказывает о центурианцах и их пути навстречу Земле, снята в тревожной зелено-красной гамме. И, видимо это натолкнуло американских киноделов на мысль использовать очень обширные «цитаты» в своей работе — «Кровавая королева» (Queen of Blood) 1966 года. В американской версии сюжет довольно схожий с советским источником: получив радиосигнал, инопланетный корабль движется к Земле и терпит крушение на одном из спутников Марса. На помощь инопланетянам устремляется ракета с Земли, но если в изначальной советской версии всё заканчивается межпланетной дружбой, то у американцев в фильме обнаруживается, что на Землю летят космические вампиры. Примечательно, что в основной статье о фильме «Queen of Blood» никакого упоминания ленты «Мечте навстречу» нет, только если внимательно почитать комментарии и открыть раздел с полным описанием съемочной группы, то обнаружится, что был какой-то фильм «Mechte navstrechu», который имеет к данному произведению какое-то отношение. Кстати, американцы подошли к работе довольно лениво и в некоторых кадрах говорят (сами мы эту ленту не нашли) можно видеть надпись «СССР» на борту кораблей.

«Небо зовёт», 1959 г.

Кадр из фильма «Небо зовет»
Кадр из фильма «Небо зовет»

Фильм, снятый Александром Козырем и Михаилом Карюковым рассказывает о «марсианской гонке» — два корабля, советский «Родина» и американский «Тайфун» готовы лететь к Марсу. Чтобы опередить конкурентов, американцы решают стартовать раньше намеченного срока, но из-за ошибки прокладки курса и преждевременного старта сбиваются с траектории. На помощь им спешит идущая следом «Родина». В результате оба полета прерваны и спасать оба экипажа, застрявших на астероиде Икар без топлива приходится ценой человеческих жизней.

Перемонтированный американцами фильм назывался "Battle Beyond the Sun", но установить его содержание нам не удалось: и в англоязычной Википедии и на сайте imdb.com ничего об американском ремейке толком не рассказывается (кроме того, что для него некоторые сцены снимал молодой тогда еще Френсис Форд Коппола) а всё повествование идет об исходном советском фильме.

Итак, в нашей стране вполне могли снимать оригинальное кино, которое производило даже на американцев, привыкших к голливудской зрелищности, такое впечатление, что они решались на прямое похищение фильма. В чём причина такого успеха советских режиссеров-фантастов? В том, что использовались передовые на тот момент технологии, в том, что старались использовать оригинальные сюжеты, подсказанные учёными, в том, что старались не просто «отбить сюжет» а сделать что-то действительно значимое для страны и мира. Можем ли мы это повторить сегодня? Трудно сказать. Только появление таких картин, как «Планета бурь» или «Мечте навстречу» может являться ответом на этот вопрос.

Впрочем, в истории советской кинофантастики было ещё много интересного. Мы намерены регулярно публиковать статьи на эту тему, так что — подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Кстати, мы готовим большую серию публикаций о советской кинофантастике. Чтобы не пропустить эти материалы, а так же другие наши статьи - подписывайтесь на канал.

А еще на нашей странице во ВКонтакте мы выкладываем фантастические аудиорассказы молодых российских авторов и новости жанрового кинематографа, обзоры новых книг и многое другое интересное. Подписывайтесь, у нас там даже стримы есть!