Мнения церкви, ученых и простых людей по этому вопросу сильно различаются.
Уже давно кто-то подсчитывал, что по миру зафиксировано сотни частичек одного и того же святого.
Почему так происходит – понять вполне можно: чем больше святынь в храме, тем больше туда стекается народа, порой из разных городов, а то и разных стран, и, соответственно, тем больше денег тратят паломники в храме и инфраструктуре рядом (едальни, торговые лотки, гостиницы и проч.). И тем выше авторитет храма. Поэтому часто святыни фабриковались. Из-за этого по миру наблюдается просто переизбыток частичек святых мощей.
Частный пример: СМИ указывают, что в наши дни по храмам всего мира официально насчитывается 11 пальцев Иоанна Крестителя. И, что поразительно, все – безымянные, и каждый – вроде как самый настоящий и имеющий достоверную историю и документы, по уверениям храма, где он хранится. А есть и другие пальцы, не только безымянные…
Доходило до того, что частички мощей и другие святые предметы (пояса святых, их кресты и иные вещи) появлялись не только в больших храмах, но и в частных коллекциях. Причем не обязательно у богача – многие паломники, сходив в святые места, покупали там у местного населения якобы святые артефакты.
Когда пару лет назад в Россию из итальянского Бари привезли мощи Николы Святителя, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: конечно, у нас в российских храмах много частичек мощей, но сейчас уже сложно понять – реальные ли они; безусловно, главное – верить, и тогда молитвы у мощей помогут, но тут крайне важно все-таки, действительно это мощи святого или обман.
Да и в целом, если начинать вдумываться, факт может несколько смутить: чтобы привезти в какой-то храм частичку мощей – это ведь надо отрезать ее от тела святого?..
История знает случаи, когда расчленение тела святого делалось в благих целях.
Например, таким образом пытались спасти от красного террора тело одного святого: его разделили на части, чтобы каждая хранилась в отдельном месте и был шанс спасти хотя бы какие-то из этих частей.
Но это, наверное, все же крайний случай.
Итак, чтобы мощи помогли, значимы 2 такие момента.
1. Для молитвы, вне всяких сомнений, важна истинная, горячая, глубокая вера того, кто молится. Причем молиться можно и за себя, и за других – как живых, так и мертвых (за упокой и прощение души).
2. И тут мы подходим к такому важному вопросу, как дар Свыше.
Чтобы святой артефакт (мощи, святая вода, икона) помог, нужна не только вера человека, но и воля Свыше.
Мощи святого исцеляют и спасают не только потому, что пришедший им поклониться человек молится, но и потому, что тело святого обладает чудесными свойствами.
Одно из условий канонизации святого – нетленность его тела. Тело святого являет собой не жуткий скелет, но строгую красоту, излучает приятное благоухание. А это уже чудо.
Правда, в конкретике относительно наличия плоти на костях разные направления христианства имеют разные мнения, но это уже нюансы.
И вот такая нетленность вкупе с благоуханием – это одно из доказательств чудесности тела святого. Так, наверное уж, на этом чудо не остановилось и пошло дальше: мощи святого способны не только сами излучать красоту, но и пронизывать окружающее благотворным влиянием? И рассказы об исцелениях, прозрениях слепых, последовавших удачах в делах после поклонения святым мощам – это не буйная фантазия людей, а реальное воздействие?
Как можно понять, реальны ли частички мощей?
Ученые исследуют святые мощи с помощью различных методов, в 1-ую очередь радиоуглеродного.
Уже советские ученые посредством пламенной фотометрии на атомно-абсорбционных спектрометрах «Сатурн» (СССР) и «АА-1» изучали мощи святых в Киево-Печерской лавре. Они обнаружили факт, просто потрясший их: в телах святых находились высокоочищенные масла без неорганических фосфатов и жирных кислот, которые в природе сопутствуют разложению.
По итогам исследований кандидат биологических наук Т. П. Решетникова написала книгу «Современные исследования феномена святых мощей». Она описала потрясающие процессы:
· рядом со святыми мощами происходит трансмутация – атомы одних химических элементов переходят в другие. И так происходит даже в короткий период: рядом со святыми останками положили семена растений и спустя незначительное время количество вредного для них цинка стало меньше на 18%, а полезных веществ – увеличилось (калия – на 4%, кальция – на 11%);
· после молитвы, которую читали рядом с мощами, на 50 рентген снизилась радиация;
· в мощах не содержится болезнетворных бактерий;
· благотворные эффекты достигаются благодаря специфической организации тела святого, в результате чего вода испаряется сквозь мембраны клеток, даже когда наступает смерть тела и прекращаются все жизненные процессы в нем.
Так что не зря люди в течение тысячелетий приходили к мощам святых, чтобы поклониться, попросить о чем-то и поблагодарить за что-то.
История знает много веков паломничеств людей по Европе, из Западной Европы в Иерусалим и др. В России тоже были свои паломники.
Я сама несколько лет прожила напротив столичного Покровского монастыря на Таганке и могу подтвердить, какое удивительно огромное число людей ходят поклониться мощам Блаженной Матроны Московской. И у всех лица вполне осмысленные, нет никого, кто бы приходил сюда по глупости.
Очень светло, по-доброму и даже как-то вкусно описал паломничество из Москвы в Троице-Сергиеву лавру к мощам Преподобного Сергия Радонежского писатель Иван Шмелев в книге «Солнце живых».
Плюс вспомним Туринскую плащаницу.
Ученые из разных стран изучали ее радиоуглеродным методом, с точки зрения химического анализа, начертательной геометрии, анализа ДНК и др. Они открыли удивительные свойства плащаницы:
· изображение на ней имеет «многочисленные необычные характеристики, химические и физические, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях»;
· «Суммарная мощность ультрафиолетовой радиации, нужной для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соразмерной телу человека среднего роста, равна тридцати четырем миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения» (данные ученых ENEA).
Так вот, как раз 2-й аспект – дар Свыше, благодать, которая дана мощам святого человека, продолжающего помогать верующим и после своей смерти, – этот аспект и важен, когда речь идет о том, реальны ли мощи святого в храме.
Все сказанное лишний раз доказывает: святые мощи – это не просто тела, но некие чудесные артефакты, имеющие иную природу. Причем это именно светлая, добрая природа, благодаря чему у молящихся происходят исцеления, решения проблем и многое другое.
Ну, и совокупный эффект – действие излучения святых мощей и искренняя, сильная вера молящегося – дает поразительные результаты…
Однако «просите, и дастся вам»: если частичка мощей в храме взята не от святого, ваша молитва все равно будет услышана. Ведь «вера горами движет».
П. с. Мощи святых нельзя сравнивать с мумиями Египта и других древних стран, где правителей «нашпиговывали» антисептиками для сохранности, после чего останки не только не лечили, но и издавали неприятный запах – в отличие от благоухания святых.
П. п. с. Читайте также посты:
· «3 причины равнодушия к самому великому чуду – Благодатному Огню»;
· «Есть ли общее у святых? Реальны ли исцеления? Что говорят очевидцы?».