Найти тему
Наш край

Влияние указа от 17 апреля 1905 г. на положение старообрядцев белорусских земель

Оглавление

Указ о свободе вероисповеданий от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» распространял своё действие на проживавших на белорусских землях старообрядцев. В соответствии с данным документом вместо наименования «раскольники» им присваивалось название старообрядцев. Духовные лидеры старо­веров, возглавлявшие общины, получали статус настоятелей и наставников. После утверждения их в должности властями они приравнивались к духовному сословию с правом пользования привилегиями его членов (освобождение от воинской службы, совершение богослужений как в молитвенных домах, так и «иных потребных случа­ях» и так далее), но «без употребления православных иерархических наименований». Старообрядцы уравнивались с православными в правах заключения смешанных браков. Все старообрядческие молитвенные дома, исключая случаи, в которых были нарушены требования Строительного устава, распечатывались [1, с. 48-50]. Вместе с тем, предписывалось открытие «производить без внешних оказательств расколу», могущих привести к «соблазну православных» [2, л. 1].

Старообрядцы с одобрением восприняли указ 17 апреля 1905 г., в котором царь «возвратил им свободу веры». Обрадованные, они отправляли Николаю II вернопод­даннические адреса [3, с. 1]. Союз старообрядцев направил в адрес монарха благо­дарственное письмо [4, л. 1].

19 апреля 1905 г. Николай II записал в своём дневнике: «христосовался со старо­обрядцами» [5, с. 120]. Такие действия монарха объяснялись в первую очередь ос­ложнением внутриполитической обстановки в стране во время революционных собы­тий 1905-1907 гг. Правительство остро нуждалось в помощи крупных финансистов-старообрядцев. Политика примирения принесла свои плоды: основные организации старообрядцев подержали правящий режим.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

На территории Беларуси переходов в староверие зафиксировано не было. Это можно объяснить особенностью старообрядчества, которая состояла в том, что для белорусского крестьянства «взгляды староверов по многим вопросам были и психологически и социально далёкими» [6, с. 96-97]. За 1905 и 1907 гг. вообще не было зафиксировано переходов из православия в староверие. В 1906 г. в Витебской губернии в старообрядчество перешло лишь двое православных [7, с. 103].

После провозглашения в стране религиозных свобод старообрядцы стали обра­щаться к представителям власти на местах с просьбами об учреждении своих общин, имея дальнейшей целью строительство новых или ремонт существовавших молелен.

Большинство из подаваемых губернаторам ходатайств разрешалось в положи­тельную для просителей сторону. Это обуславливалось несколькими причинами: во-первых, правительство не могло не учитывать атмосферы религиозного пробуждения после указа 17 апреля 1905 г.; во-вторых, принимался во внимание тот факт, что на рубеже XIX-ХХ столетий старообрядцы оставались совершенно невосприимчивыми к каким бы то ни было революционным влияниям [8].

Староверы воспользовались предоставленными им правами. Они активизирова­ли деятельность по открытию и строительству молитвенных домов. Всего с 1905 по 1917 гг. ими было обновлено и выстроено около тысячи культовых зданий [9, с. 15].

После введения религиозных свобод старообрядцы активизировали свою дея­тельность по созданию организаций религиозного толка. К примеру, в Двинске об­разовалось старообрядческое братство, имевшее целью объединение своих едино­верцев города Двинска и уезда «в видах охраны русских национальных интересов» [10, л. 1].

Несмотря на некоторую либерализацию отношений к старообрядцам, власти всё же сохраняли строгий контроль над их деятельностью.

Староверы так и не получили полной религиозной свободы. Циркуляр от 15 мая 1905 г. предоставлял местным властям право наказывать лиц, склоняющих право­славных к переходу в старообрядчество [11, с. 189]. Мнение Государственного со­вета от 14 марта 1906 г. значительно сужало сферу использования указа 17 апреля: «за произнесение речей, распространение сочинений, возбуждающих православных к переходу в другие христианские исповедания» грозило тюремное заключение. В со­ответствии с циркуляром министра внутренних дел от 30 апреля 1906 г. за № 1 гу­бернаторам следовало принять все меры к тому, чтобы «раскольники и их духовные руководители не присваивали себе непредоставленных им по закону прав» [12, с. 2].

Продолжение статьи читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.