Несомненно, Владимир Басов – один из самых запоминающихся и интересных советских актеров, что вполне понятно. Он много снимался и снимал интересные фильмы сам, у него были интересные роли и он мастерски их играл. Неповторимый Дуремар из «Приключений Буратино», очаровательный гангстер из «Приключений Электроника», волк в «Про Красную шапочку», небольшая, но запоминающаяся роль милиционера в одной из новелл «Операции Ы», капитан Мышлаевский из «Дней Турбиных». А еще «Москва слезам не верит», «Афоня» и многое другое. Его роли можно перечислять очень долго.
А началось все с того, что молодой человек Володя пришел поступать во ВГИК. И не поступил. Потому что дело было летом 1941 года и надо было идти на фронт. Он прошел ее с самого начала до конца. Был награжден орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».
Причем есть интересный момент – сначала его определили в интендантскую службу и Басов занимался организацией концертов. Но потом добился перевода в артиллерию и стал командиром минометной батареи. И повоевал достаточно, был ранен в феврале 1945-го.
Причем о войне рассказывать не любил, о его подвигах лучше всего расскажут наградные листы. Сам он потом, после войны, когда поступал в ВГИК, пришел на экзамен в гражданской одежде, в то время, как многие поступающие надели ордера и пришли в военной форме. На вопрос экзаменаторов, где был и чем занимался во время войны, дал короткий ответ: «Воевал».
Он вообще, как никто, не только в жизни, но и в фильмах умел четко выразить свою роль и образ коротким словом или строчкой. У него это получалось отлично. И, когда он работал режиссером, например, на съемочной площадке фильма «Щит и меч» или «Дни Турбиных», он прославился как перфекционист-зануда, требовавший, чтобы все было сделано идеально. Не давал спуску ни себе, ни другим. В общей сложности он снял в качестве режиссера два десятка картин и написал 10 сценариев.
Но любили его больше не за фильмы, а за сыгранные роли. У него не было главных ролей. Но все созданные им образы были запоминающимися, даже если он появлялся на экране совсем не надолго.
Вспомните «Афоню». Вся его роль там была – сотрудник, спящий на совещании, но готовый в любой момент и по любому вопросу выступить. Но КАК он сыграл этот небольшой эпизод. Насколько здорово у Басова это получилось.
Великий был мастер ролей второго плана. Тех, которые для популярности фильмов не менее важны, чем красиво сыгранные главные роли. Маэстро из тех времен, когда актеры на самом деле умели играть, преображаться и вживаться в своих персонажей. Когда он играл главных гадов или их помощников – они были одновременно забавны, глубокомысленны и интересны. Приятно и интересно было смотреть на человека в самых разных фильмах и разных актерских амплуа.
Он нередко казался на экране шутом. На самом деле, в жизни был совсем не таким, а ранимым и, порой, сложным в общении человеком. Басова уже давно нет, но зато мы с удовольствием смотрим на этого актера, пересматривая его в старых добрых фильмах.