Считается, что виноваты наши гены и жизненный опыт.
Миллионы людей испытывают изнурительную тревогу, причем наиболее распространенными расстройствами являются фобии. Подкатегории фобий включают в себя:
- животных, среди которых пауки и змеи - одни из самых распространенных;
- природная среда, например, высота или гроза;
- кровь, уколы и травмы, например, взятие крови;
- другие ситуации, например, полет на самолете или поездка в лифте.
Что виновато в наших страхах? Нам суждено иметь страхи и фобии, основанные на унаследованных нами генах, или в этом виноваты наши переживания?
Судя по обобщенным данным, генетические различия между отдельными лицами имеют большое значение в развитии фобий. Например, на генетическую изменчивость приходилось 45% индивидуальных различий в страхе животных и 41% различий в страхе перед инъекциями крови и травмами.
Хотя эти цифры значительны, они также показывают, что большинство различий в страхах и фобиях объясняются отнюдь не генетическими причинами. В частности, исследователи обнаружили, что индивидуальные переживания являются самым сильным источником страхов и фобий, таких как укусы собак или попадание в грозу.
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что и гены о опыт играют определенную роль, но опыт, как оказалось, является более важным фактором.
Однако ситуация, вероятно, более сложная, и показывает, почему выбор "Предрасположенность против воспитания" является чрезмерным упрощением. Они отмечают, что люди по-разному реагируют на страшные события, при этом у некоторых из нас развивается сильный страх, а у других он относительно быстро проходящий.
Родители часто видят эти различия даже у своих детей, которые в среднем различаются минимум на 50% своей генетической информации (если только они не являются идентичными близнецами). Например, один ребенок может бояться залезть на стул после падения один раз, а его сестра может продолжать лазить по мебели независимо от того, сколько раз она падает (к большому огорчению родителей).
Таким образом, даже "очевидные" объяснения страха человека могут быть неверными или, по крайней мере, неполными. Мы могли бы объяснить страх воды, основанный на детском ужасном опыте только тем, что человек его пережил. Но мы, возможно, не осознаем, что страхи имеют тенденцию усиливаться, особенно к взрослому возрасту . Авторы отмечают, что эта тенденция определяется, по крайней мере, частично, нашими генами.
Каковы бы ни были причины фобий, хорошая новость заключается в том, что они удивительно хорошо реагируют на правильный вид лечения. Один сеанс правильно подобранной терапии (средняя продолжительность около 2 часов) может помочь подавляющему большинству людей избавиться, в той или иной мере, от 90 % фобий, причем в среднем через 4 года люди избавляются от фобий полностью. Лечение включает в себя постепенное преодоление страхов в относительно контролируемой обстановке.
Если у вас фобия, которая мешает вам жить своей жизнью, стоит поискать терапевта, специализирующегося на этом виде лечения.
Как специфические фобии влияют на учеников в школе.
Для того чтобы учащийся испытывал беспокойство из-за какого-либо объекта, ситуации , ставших причиной страха или фобии, он должен находиться в непосредственном контакте или предвидеть неизбежный контакт с этим объектом или ситуацией. Многие распространенные примеры фобий не встречаются в большинстве школ и поэтому могут иметь мало общего с жизнью учащегося. Например, ученик с фобией на собак не пострадает в школе, если в школу не привезут пса, или если в классе не будет проведен проект по изучению собака.
Однако, существует несколько примеров фобий, которые чаще всего встречаются именно в школах. К ним относятся, в частности, лифты или закрытые пространства, иголки, кровь, насекомые, ураганы, вода, рвота или костюмы. Когда ученик сталкивается с объектом или ситуацией, вызывающей фобию, у него может начаться приступ паники, он может закричать и убежать от ситуации, отказаться возвращаться или полностью покинуть школу.
Такая реакция может быть трудной для учащегося не только потому, что он боится объекта или ситуации и должен управлять соответствующими симптомами беспокойства, но и потому, что в таком случае ему придется столкнуться с этой сильной реакцией в присутствии других учеников и персонала. В данной ситуации, важна поддержка ученика со стороны преподавателей, так как фобии - это больше, чем просто небольшой страх перед жуткими ползучими насекомыми или чувство неудобства в школьном лифте. Если объект фобии или ситуация могут повторяться, важно помочь учащемуся получить помощь, необходимую для продолжения учебы в классе и в школе.