Найти тему

Как относиться к оскорблениям и обидам?

К Варсонофию Великому подошёл некоторый монах и спросил: "Отец, как мне быть по отношению к моему брату (монаху), который при всех, без всякого повода и каких-то причин вдруг начал меня оскорблять?" Варсонофий Великий спросил: "Как ты отреагировал на это?" Монах отвечал: "Я молчал, но скажи отче, сто́ит ли мне теперь идти к оскорбившему меня и попросить прощение, ибо так подобает себя вести монаху?" Варсонофий Великий ответил: "Нет, не надо, не ходи, не проси прощения, потому что брат, оскорбивший тебя без всякого повода, может подумать, что он поступает хорошо и будет продолжать также себя вести, поэтому молчи. В отношении же к нему веди себя так - молись таким образом: Господи помилуй меня и брата моего. И если будешь так молиться, то увидишь как твоя обида исчезнет из души твоей."

Господь наш Иисус Христос заповедал нам любить врагов наших, добро творить ненавидящим нас, молиться за обижающих нас и творящих нам напасть. Заметим, что при этом в русском синодальном переводе, также и в церковнославянском переводе употреблено слово любите, при этом в греческом тексте есть несколько различных вариантов, которые на наш язык переводятся одинаково - любовь, это: 1) ага́пи (др.-греч. ἀγάπη), т.е. равное, доброе отношение ко всем людям, независимо от того друг он или враг, не желание никому зла, желание добра всем и 2) эндиа́фитос - это любовь глубокая, сердечная, это редкая любовь, которая встречается между людьми. Эта любовь не заповедана нам, потому что она происходит только между очень близкими, по духу и убеждениям, людьми. Так и сам Господь имел особую любовь к своему ученику Иоанну Богослову. Нам же заповедана любовь ага́пи, которая может иметь различные степени. Началом же этой любви является, насколько это возможно, справедливое отношение ко всем людям, т.е. если моего давнего обидчика кто-то безосновательно обижает, то я по заповеди должен заступиться за него, проявив любовь к нему, также если мой друг совершает что-то не хорошее, то я не должен пристрастно к нему, одобрять его действия, но признать их не хорошими, не смотря на нашу дружбу.

Бичевание Христа. Венеция. XIII в. источник Православие.RU
Бичевание Христа. Венеция. XIII в. источник Православие.RU

Наша любовь к врагам заключается в том, чтобы не мстить за то зло, которое они причинили нам, не делать им зла насколько это возможно, поступать с ними справедливо, ибо справедливость, это низшая ступень, но всё же любви.

Подписывайтесь на мой канал и оценивайте статьи в комментариях. Желаю всем помощи Божией и никогда не падать духом!