Найти тему
Nеон & бумага

Кровавый русский постап-вестерн, от которого не оторваться. Не пропустите "Золотую пулю".

Эффектная обложка.
Эффектная обложка.

О романе «Золотая пуля», вышедшем под эгидой «Эксмо» в серии «Сломанной миф».

Не так уж просто отнести «Золотую пулю» к какому-либо жанру. Аннотация вроде бы даёт нам представление, даже намекает на вполне понятный сюжет, но не обманитесь, потому что эти шесть предложений – ловушка:

«После атомной войны Америка превратилась в темную мистическую версию Дикого Запада. Миром правит револьвер, жестокость и магия. Смерть — слишком важное дело, чтобы доверять его взрослым. Однорукий стрелок и двое детей — мальчик Джек и девочка Бетти — идут разными путями, сквозь годы и расстояния, к единой цели — ржавой атомной бомбе посреди высохшего соляного озера. Они хотят одного — воздаяния и мести. Но что они получат взамен?..»

Вместо старого-доброго постапокалипсиса мы получаем настолько ядрёный сплав жанров и методов, что к концу книги ты ещё раз смотришь на обложку, чтобы убедиться в авторстве – Шимун Врочек и Юрий Некрасов, а не какой-нибудь Клайв Баркер или Говард Лавкрафт. Эта парочка матёрых русских фантастов (Врочек и Некрасов, если что) погружают читателя в кровавое дерьмо, извозят его мордой по чужим выпотрошенным кишкам и заталкивают в рот горсть раскалённых пуль, и ты всё прожёвываешь, терпишь и требуешь добавки.

В основе романа три истории, три новеллы. Они, конечно, связаны, но не сюжетно, а скорее пространственно-идейно, принадлежат одному миру и законам, которых на выжженной ядерными бомбами Земле больше нет.

«Золотая пуля» изобилует красочными и плотными описаниями, визуал здесь врубается на всю катушку, но приготовьтесь – почти всегда сцены сгущены до багрово-коричневых тонов, в них льются водопады крови, вываливаются изувеченные внутренности.

Самая трудная для восприятия – это вторая глава «Судьба мальчишки». Написанная от первого лица (обычно так легче читать, но не здесь), она вгоняет в тупую безнадёгу и заставляет прожить чудовищные этапы сурового взросления в катакомбах (точнее скотобойне), и к финалу читатель вместе с героем выжаты, как половая тряпка; какой-то мазохистский опыт, кроваво-сладостный, неповторимый. Начиная третью главу, как будто глубоко-глубоко вздыхаешь, словно поднялся с речного дна на поверхность.

В «пуле» много аллюзий и реверансов основоположникам жанров мистики, фантастики и фэнтези. Самые понятные, это Кинг с его «Стрелком», Баркер, Бирс. Конечно, авторы не обошли стороной и культовые ужастики 80-х начала 90х, где кровища льётся рекой, но в кинозале-то все понимают, что она разбавлена водой где-то на треть. Безусловно, в книге есть метровый налёт сплаттерпанка, отчего в какой-то момент щёлкает тумблер здравомыслия, как бы напоминая, что всё это – текст – не взаправду, только развлечение.

«Золотая пуля» - не новое слово в жанре, это не роман-откровение, не шедевр и даже не громкое литературное событие. Это качественный, умный и мастерски написанный хоррор с элементами мистики, фантастики и dark-фэнтези, на который не стыдно потратить время (читается он не запойно, что скорее плюс) и деньги (дешёвый даже в бумаге). В серии «Сломанный миф» представлены ещё два романа: на стыке жанров, такие же не однозначные, оттого любопытные. Ознакомлюсь и буду держать в курсе.