Найти тему
Vanitas

Ф. Саган «Здравствуй, грусть»

«Удивительное дело — судьба любит являться нам в самом недостойном или заурядном обличье. В то лето она избрала обличье Эльзы. Что ж, красивое или, вернее, привлекательное обличье. К тому же Эльза великолепно смеялась, заразительно, самозабвенно, как это свойственно одним только недалеким людям»

Свой первый роман – «Здравствуй, грусть» - Франсуаза Саган написала в 18 лет. Кажется, что такая юная, неопытная девушка могла создать лишь нечто очень заурядное - какую-нибудь очередную сентиментальную книжку о подростковой любви. Однако любовь занимает во всей этой истории последнее место. Первый в жизни героини мужчина возникает из ниоткуда – он появляется и заполняет собой каждый её день, утомляя пылкими любовными клятвами. Она отвечает ему взаимностью, заверяет в серьёзности своих чувств, но рассудок её всегда остаётся трезвым и холодным: девушка изучает физическую близость так, как изучала бы любую из наук. Она по-своему умна, избалована, эгоистична и своенравна: ей ничего не стоит разрушить чужие отношения из-за одной лишь прихоти. Именно этим она и увлекается после того, как игра в любовь становится чересчур утомительной.

Впрочем, стоит ли удивляться тому, что героиня такая, какая есть? Нескончаемая череда женщин, проходящих через дом её отца, учит девочку главному: отношения – вещь непостоянная. Отношения ценны лишь до тех пор, пока приносят в жизнь человека азарт, огонь, страсть; с исчезновением всего этого они теряют свою ценность и становятся обузой.

И вот в жизни отца появляется Анна – Женщина с большой буквы, не похожая ни на одну из предыдущих: в меру гордая, очень правильная, честная. Она невероятно быстро очаровывает всех в доме и уже совсем скоро соглашается стать частью семьи. Да, всё это отчасти похоже на расчёт или минутную слабость, навязчивую идею или соревнование с соперницей, которое зашло слишком далеко. Но, возможно, никаким расчётом тут и не пахнет, а герои попросту не могут противиться сильным чувствам, таившимся в зародыше с самого их знакомства.

Правильного ответа нет, ведь автор так и не раскрывает в конце произведения, каков бы был союз этих людей. Возможно, к лучшему – ведь не случись то, что случилось, Женщина с большой буквы очень быстро превратилась бы в вечно недовольную жену, подрастерявшую изрядную долю обаяния. Но этому не быть, и воспоминанию об Анне суждено оставаться главной причиной грусти двух людей – грусти по лету, по ушедшим безвозвратно дням и по единственной возможности быть по-настоящему счастливыми.

Эту и другие рецензии, а также множество иного интересного вы можете увидеть здесь

Приятного чтения!