Религией древних бурят было шаманство.
Шаманство – религия, развивавшаяся из первобытной веры в духов, из почитания сил природы, животных, культа предков и колдовства. В этих религиозных верованиях отразилась зависимость далеких предков бурят от явлений природы и их бессилие в борьбе с ней, обусловленное слабым развитием производственных сил и примитивной техникой.
Шаманство у бурят, возникнув в родовом обществе, в дальнейшем приобретает черты свойственные религии патриархально- феодального общества.
Местные особенности шаманского культа у бурят различных районов обнаруживаются не только в деталях, но и в представлениях о главных божествах, а также в мифологии и космогонии.
По мировоззрению шаманистов, вселенная состоит из четырех миров:
- Небесного;
- воздушного или промежуточного;
- земного;
- и подземного.
Каждый из этих миров управляется своими особыми божествами и населён особыми духами.
Высшим божеством считалось «Вечное синее небо» -
Хухэ Мухэ тэнгри, которое вначале представлялось, как небо материальное, или голубой свод, вечный и неизменный.
Сыном вечного синего неба считался Эсэгэ-Малан баабай, его женой – Эхэ Юрэн тодой.
Вторым по назначению божеством в древности была земля –
Улгэн эхэ, то есть «матушка Улгэн». Земля считалась добрым божеством, дарующий в различные блага жизни, кормилицей живущих на земле существ. От двух божеств - Неба и Земли- зависело благосостояние бурята- скотовода и земледельца.
Небесные божества делились на два враждующих лагеря: 55 западных, добрых тэнгринов и 44 восточных, злых тэнгринов, доставляющим людям несчастия.
Существенное место в бурятском шаманстве занимал культ небесных светил: солнца, луны и звёзд.
Солнце и месяц принадлежали к числу добрых божеств и считались подателями жизни видящими правду.
У высших божеств – тэнгринов, по воззрениям шаманистов, были дети, второстепенные божества.
Они назывались хатами. Хаты, как и тэнгрины тоже разделялись на две враждующие группы: западных и восточных.
Одним из древнейших элементов шаманского культа является почитание огня. Огонь считался символом чистоты и гением, хранителем дома.
Ему приносили жертвы, брызгая в огонь вино, масло.
Ему приписывалось могущественное свойство очищения от всякой физической и духовной скверны.
Согласно верованиям шаманистов, силой огня шаманы изгоняли злых духов , исцеляя больных .
Поэтому огонь играл значительную роль, как всеочищающий элемент во всех шаманских обрядах.
Реки, леса, горы, озёра, холмы и вообще почти каждая местность, имели своего эжина («хозяина», или «владыку»), которым при проезде через данное место, следовало поклониться
(побрызгать вином, оставить какую-нибудь вещь), чтобы не вызвать со стороны эжинов неудовольствия.
Наиболее почитаемыми эжинами были: хозяин острова Ольхон Ута Саган нойон, хозяин Лены – Тумэрши нойон.
Эжины различных гор, холмов, рек и ручьёв считались добрыми духами- покровителями жителей данной местности. Эжины представлялись шаманистами в виде людей- мужчин и женщин .
Хозяин тайги – ойн эжин или тайгайн эжин представлялся стариком огромного роста, всё время курящий трубку.
Кроме тэнгринов, хатов и эжинов, мир, по представлению шаманистов, населяло множество других духов(бохолдой, бок, ада).
Все эти божества и духи имеют своим местом пребывания- небо и землю, её поверхность.
Но кроме мира небесного и земного существует мир подземный, называемый по-бурятски доо-додолоон зугдайда – «нижних 7 далеких миров».
Подземный мир сообщается с земным через отверстия, имеющиеся в некоторых местах нашей земли.Через них можно попасть в мир подземный.
Там живут такие же люди, как и на поверхности земли, ведущие точно такую же жизнь, как в земном мире.
Для жителей подземного мира земные люди являются небесными существами.В подземном мире владычествует Эрлик-хан.
По воззрениям шаманистов у человека имеется три души. Одна из этих трёх душ после смерти человека продолжает существовать и обладает способностью совершать различные действия в пользу или во вред живым людям. В связи с этим у бурят развился культ онгонов.
Бурятский шаманский пантеон представляет очень сложную иерархию многочисленных божеств и духов.
Шаманские божества разделялись по тем функциям, какие они выполняли: одни управляли стихией, другие покровительствовали скоту, третьи- здоровью и плодородию людей. Божества по своему образу жизни во всем подобным людям. Также, как люди на земле, небожители нуждаются в пище и одежде.
Они ведут такое же хозяйство, как и буряты на земле. Посредниками между божествами и земными людьми считались шаманы, которые выполняли не только жреческие функции, но и служили, в качестве знахарей и лекарей. Шаманы пользовались большим влиянием в народе.
С развитием патриархально- феодальных отношений шаманы срастались эксплуататорской верхушкой бурятского общества, стремились укрепить господство и влияние феодального нойонства.
В классовом обществе шаманство, как и другие религии служило интересам эксплуататоров.