Найти тему

Анализируем: Дастин МакКормик и его "Сон"

Вредного всем дня вторника!

Сегодня перейдем к непосредственному анализу текста и рассматроим так сказать "живой пример психоделической литературы.


Основным фокусом нашего анализа стало произведение Дастина МакКормика , которое является ярким примером психоделической литературы.

https://www.pinterest.ru/pin/646125877767718240/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/646125877767718240/?nic=1


Уже с первой главы мы наблюдаем повышенную экспрессию и использование метода трансификации.

Буквально с первых строчек автор пытается поместить читателя в особую обстановку, но не делает это напрямую, а использует символы-цвета, стараясь вызвать у читателя ассоциации:


The air tasted purple, blue as it was sucked into his lungs, orange, and green as it was exhaled.
Воздух казался багряным на языке, синим оседал в лёгких, зелёным и рыжим становился на выдохе.


Факт, что с помощью определенных цветов описывается дыхание главного героя, сам по себе необычен и в первые минуты вызывает у читателя замешательство.

Попытка представить «вкус цвета» («tasted purple») работает на эффект трансгрессии заставляя читателя вспомнить, что речь идёт о сновидении и привычные законы физики здесь не работают.


Важным представляется то обстоятельство, что эти цвета никак не объясняются, что позволяет читателю самостоятельно додумать значение.

https://www.pinterest.ru/pin/271130840039944237/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/271130840039944237/?nic=1

В ходе переписки с автором мы выяснили, что определённый замысел в этих цветах был, однако навязывать своё видение читателю автор не стал намеренно, чтобы сохранить ощущение таинственности и неясности сновидения.
Согласно Дастину МакКормику:

  • красный цвет – это вкус крови на языке, т.к. разворачивающееся действо происходит на поле боя;
  • синий цвет – это ощущение рези в лёгких, которое появляется если быстро и долго бежать и холода воздуха, который главный герой вдыхает;
  • рыжий и зелёный – смешение двух эмоций: ощущение выдыхания горячего воздуха – рыжий и чувства тошноты (когда долго бежишь без остановки, создаётся впечатление, что тебя сейчас вырвет).


Тем не менее, даже не зная этих особенностей, опрос 30 американцев в возрасте от 26 до 57 лет показал, что текст создаёт ощущение тяжести, вязкости, чувства, что главный герой задыхается.

https://www.pinterest.ru/pin/563018688980636/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/563018688980636/?nic=1


Тем временем текст совершает смысловой и структурный скачок, прервав ассоциативную цепочку описаний и вводя в повествование ощущение быстро сменяющихся событий:


The Thing was chasing him. He fell to the flesh covered ground tripping on a fish, landing in a puddle of twos and getting covered in fours. Sixes dripped off him as he stood. His elbows screamed as he started running, exhaustion pumped through him. The Thing got closer.
Зверь нагонял.
Он споткнулся о непонятно откуда взявшуюся рыбу и повалился на землю, покрытую месивом плоти. Четвёрки залили его с ног до головы, когда он приземлился в лужу из двоек, а шестёрки покатились ручьями с одежды, когда он вскочил на ноги. Суставы заныли, стоило снова сорваться в бег, и всё тело охватила чудовищная слабость. А Зверь приближался.


Такое перемежение из одного состояния – спокойного – в другое – напряжённое – является характерной чертой рассматриваемого нами произведения.

В разных параграфах описываются разные состояния героя, и читатель начинает испытывать чувство потерянности, так как ему не удается связать эти смысловые куски в единое целое.

Таким образом, мы можем говорить здесь об использовании приема смещения фокальной точки.


Анализ всего текста показывает частые повторения следующих слов в различных комбинациях:
fire, burn, dark, fear, light, alone, panic.

Здесь мы можем говорить о полуфункциональности элементов, то есть данные слова выступают в качестве символов и на протяжении всего текста поддерживают систему образов.

В каждом параграфе описывается какая-то уникальная ситуация, не связанная с предыдущими, поэтому читателю постоянно приходится самому достраивать смысл. Например, ситуация в одном из параграфов:

It was completely dark around him now... Some force pushed him forward. He didn’t know what lay ahead, only that he didn’t want to go... He was placed on something hard with millions of tiny things poking into his back.

Вокруг стояла кромешная тьма, и неведомая сила толкала его вперед. Он не знал, что ждет его впереди, но точно знал, что не хочет туда идти. Под ногами было что-то твёрдое, и миллионы мельчайших иголочек кололи спину.


Автор не говорит прямо о том, где находится герой, но мы видим, что его состояние постоянно меняется, он путешествует по своего рода промежуточным сферам, и читатель сам должен выстроить логическую или ассоциативную цепочку и попытаться догадаться, куда и в какое время персонаж попал в очередном фрагменте.

На протяжении всего произведения главный герой перемещается из одного состояние в другое, и читателю постоянно приходится что-то додумывать и что-то отгадывать.

Путешествия в сферах промежуточности также являются отличительной чертой психоделического текста.

Вот мы и познакомились с таким сложным и неоднозначным произведением. Понравилось? Более подробный разбор отдельных фрагментов ждите далее.