В мире, переполненном технологиями и давлением, направленным на повышение успеваемости детей, возможно, пришло время американским родителям задать вопросы шведско-американской журналистке Линде Окесон МакГерк:
- "Что если бы больше малышей проводили дни, наблюдая за настоящими птицами вместо того, чтобы играть в Angry Birds на своих iPad'ах?"
- "А что если еще детсады будут выращивать сады?"
- "Что если больше школ увеличат продолжительность перерывов вместо стандартных экзаменов?"
- "А что, если больше детей, которые ведут себя подобающим образом, будут отпущены?"
Игра маленьких детей - это хорошо документированный источник обучения, однако дети Америки и их родители не используют этот жизненно важный ресурс. Во всяком случае, свободная игра - как в помещении, так и за его пределами – ограничивается. Сейчас, когда родители и политики пытаются сделать дошкольные учреждения больше похожими на школы, игра находится под давлением.
Эрика Кристакис, воспитательница детского сада Йельского центра изучения проблем детей младшего возраста, подчеркивает этот момент, размышляя о своих днях на пляже в детстве.
Ее позиция демонстрирует, чего не хватает многим детям младшего возраста: «Мы искали гальку одного размера на пляже и расставляли ее (учились оценивать расстояние). Мы делали ряды перевернутых емкостей в виде стен, капая песок на турель, чтобы они выглядели изящнее. Большинство строительных работ также потребовало много изобретательности. Стороны рухнули бы, если бы мы не были осторожны. Я не беспокоилась о своем летнем списке слов. Моя мать тоже».
Слишком много наших самых маленьких учеников не играют на улице - на пляже, в парке, в лесу, под дождем или снегом. Бесплатная игра была заменена ранним образованием, состоящим из обучения буквам и большого количества "экранного времени". Стремясь к академической успеваемости, американские родители и педагоги игнорируют преимущества свободного общения с друзьями, воображения и исследований, связанных с учебой и общением.
Ситуация настолько напугала МакГурка, журналиста и блоггера из Индианы, родившейся и выросшей в Швеции, что она забрала двух своих маленьких детей в возрасте четырех и семи лет в свой родной город на шесть месяцев.
В Швеции жизнь на свежем воздухе играет центральную роль в воспитании детей, и МакГурк полна решимости поощрять детей к тому, чтобы они стали более сознательными в отношении окружающей среды, а также к физическому и социальному здоровью.
Вопреки американскому мнению, многие шведские родители боятся быть помеченными как "плохие родители", если их младенцы и дети не выходят на свежий воздух каждый день, начиная с младенчества.
Переполненные уроками и участием в организованных мероприятиях с самого раннего возраста, мало времени остается для неструктурированных игр на открытом воздухе. В статье "Дети в наши дни: Природоохранная организация обнаружила, что к подростковому возрасту только 10 процентов американских детей говорят, что проводят время на свежем воздухе каждый день.
Исследование, опубликованное в педиатрии, показало, что 77 процентов детей в возрасте до 2 лет ежедневно используют мобильные устройства для игр, просмотра видео и других занятий. Исследование "Выявление и использование мобильных медиа-устройств детьми младшего возраста" также показало, что четверть детей младше пяти лет владеют персональным планшетом, который они обычно используют "без присмотра и помощи родителей".
Дело не в том, что смартфоны и планшеты не так распространены в Швеции, как в США, а в том, что родители, ориентированные на природу, не позволяют им править. Шведские родители утверждают, что электроника - это средство обучения, "не то, чем можно убивать время". Когда родители видят, что их дети становятся зависимыми от экранов, они устанавливают ограничения и отправляют их играть на улицу.
В своей книге МакГерк предлагает то, что она называет «скандинавскими советами» по воспитанию детей, которые американские родители должны всерьез принять, чтобы применить на практике. Среди них:
- Приоритет отдается ежедневному отдыху на свежем воздухе с момента рождения ребенка, чтобы сделать его естественной частью вашей повседневной жизни с самого детства.
- Упростите детство и сопротивляйтесь стремлению идти в ногу с современными приоритетами.
- Лучший способ воспитывать ребенка, заботящегося об окружающей среде, - это быть родителем, заботящимся об окружающей среде.
- Попробуйте принять погоду такой, какая она есть. Пусть ваш ребенок будет безумным и грязным, играя на открытом воздухе.
- Осмеливайтесь доверять своим детям, и по мере их взросления постепенно давайте им больше свободного времени на улице.
- Создавайте в своем доме зоны, свободные от экранов, или устанавливайте запреты на них в любое время суток.